Найти в Дзене
Спортс“

Пеп сравнил «Брайтон» с мишленовским рестораном. Это все Де Дзерби и его уникальные розыгрыши мяча

Слава Палагин – про команду, которая играет с соперниками в собачку.

«Брайтон» впервые в истории вышел в еврокубки. За две недели до финиша АПЛ претендовали еще на Лигу чемпионов, но теперь с большой долей вероятности будет Лига Европы. Достижение, учитывая развитие клуба, абсолютно заслуженное. И не забываем про вызов, с которым «Брайтон» столкнулся на старте сезона, когда клуб оставил Грэм Поттер.

Несмотря на масштаб проблемы, ее решили всего за пару дней. Еще до того, как Поттер забрал вещи с тренировочной базы, «Брайтон» уже определился с новым тренером. Статистическая модель владельца Тони Блума подтолкнула к назначению Роберто Де Дзерби. CEO «Брайтона» Пол Барбер позже заверил, что бывший тренер «Шахтера» и «Сассуоло» был первым номером в шорт-листе. На собеседовании итальянец лишь убедил его в правильности выбора, рассуждая, где лучшая позиция для Адама Лалланы и Солли Марча.

Почему Де Дзерби? Вместе с Поттером итальянец, пожалуй, сильнее любых других тренеров преобразовал команду в стилистическом плане. Грэм, унаследовав «Брайтон» у Криса Хьютона, поднял процент владения сразу на 7,5% – с сезона-2017/18 это второй показатель в чемпионатах топ-5. У кого лидерство? Угадали: конечно же, у Де Дзерби. Прогресс «Сассуоло» после его назначения – 8,5%.

Похожий трюк Роберто провернул и с «Брайтоном». Достижение вдвойне впечатляет, учитывая, у кого Де Дзерби подхватил команду. Итальянец умудрился сделать из и так стильного середняка настоящую машину по контролю мяча. По проценту владения «Брайтон» уступает только трем клубам Европы. При Де Дзерби отдали мяч лишь в одной игре (смешно, но «Челси» Поттера).

-2

Успех Роберто в этом направлении здорово резюмировал Юрген Клопп: «Оставить собственный след в команде, которая по мнению многих в «Брайтоне» и так хорошо играла в футбол, – это признак выдающейся работы, которую проделал Роберто. Вы можете заметить разницу. Раньше они играли в Поттербол. Теперь это Де Дзербибол».

Если бы не ограниченность ресурсов и старые проблемы «Брайтона» с реализацией, Де Дзербибол мог вывести клуб даже в Лигу чемпионов. Итальянец не просто играет в манере топ-клуба, но еще и гарантирует топовое качество игры. По ожидаемым очкам на отрезке с Де Дзерби «Брайтон» – четвертая команда в лиге и обгоняет «Манчестер Юнайтед» с «Ливерпулем».

-3

За счет чего «Брайтон» блистает в первую очередь, объяснил Пеп Гвардиола: «Это лучшая команда в мире по розыгрышам мяча. Нет никого, кто так же здорово продвигает мяч от вратаря до чужой четверти поля. В этом плане им просто нет равных».

Перед очным матчем Пеп зашел еще дальше, сравнив розыгрыши «Брайтона» с мишленовским рестораном и назвав Де Дзерби одним из самых влиятельных тренеров за последние 20 лет.

Так что же в этих розыгрышах такого уникального, что восхищается даже Пеп?

Розыгрыши «Брайтона» напоминают чемпионский «Наполи». Сначала дразнят соперника, а потом заставляют страдать

-4

Найти команду, на которую похож нынешний «Брайтон», сложная задача. Пожалуй, лучше всех для ориентира подходит «Наполи» Лучано Спаллетти. Почему? Внимание на цитату Лучано, которая наделала много шума на старте сезона:

«В футболе больше не существует систем. Сейчас все определяют пространства, которые тебе оставляет соперник. Нужно уметь быстро их распознавать и понимать, как правильно их использовать. Для этого нужна смелость – нужно начинать атаки коротко, даже под самым интенсивным давлением. Тактических схем больше не существует. Пространство теперь не между линиями, а между игроками соперника. Ключевой навык – нахождение этого пространства. Манипулирование оппонентом с целью создания пространства вытесняет поиск пространства в качестве определяющего механизма».

Пункты про игру под давлением выделены не просто так – розыгрыши Роберто Де Дзерби буквально нацелены на то, чтобы затянуть соперника в ловушку, а потом воспользоваться оставленным пространством. Провокационные розыгрыши Роберто гики заметили еще в «Сассуоло» и «Шахтере», но Де Дзерби ставил их еще на первой работе – в «Фодже», которая играла в Серии C.

«Центральные защитники – ключевые в его командах. Вот почему он всегда говорил, что я его любимчик. Мы много пасовались между собой, потому что задача Роберто – пригласить соперника в прессинг, раскрыть, а потом наказать. В этом плане ничего не изменилось. Раньше с этими розыгрышами не справлялись итальянские команды. Теперь – английские», – рассказывал экс-защитник «Фоджи» Гийом Джильотти.

Из этой манеры исходят и качества, которые Роберто особенно ценит в игроках. Вот его замечание времен «Сассуоло»: «Я заинтересован в том, чтобы у игроков были индивидуальные навыки и хорошая техника. Без этого держать мяч на своей половине просто нереалистично. Понимание игры тоже должно быть на уровне. Я имею в виду умение правильно расположиться под передачу, отдать пас под удобную ногу партнеру. А еще смелость не бояться совершить ошибку – это я тоже ценю».

Намерения в «Брайтоне» прослеживаются по эпизодам, когда защитники разыгрывают под давлением даже внутри собственной штрафной. Несмотря на риски, продолжают подстраиваться под партнера и пас:

Чтобы заставить соперника пойти в прессинг изначально, защитники «Брайтона» не только долго пасуются между собой. Еще одна фишка – поставить ногу на мяч или обработать передачу подошвой.

Эту деталь Де Дзерби проносит по всем своим командам. Цель – довести соперника до белого каления и спровоцировать на прессинг. Роберто объяснял, что это дразнит и заставляет еще активнее идти в давление.

В интервью The Athletic Адам Лаллана говорил, что раньше замечал эту фишку только у атакующих игроков – например, у Филиппе Коутиньо и Роберто Фирмино в «Ливерпуле». В «Брайтоне» за это отвечают, как правило, разыгрывающие – центральные защитники и вратарь. Важность техничного кипера для Де Дзерби хорошо зафиксировала смена первого номера по ходу сезона – рокировку Роберта Санчеса на Джейсона Стила итальянец объяснял тем, что последний лучше играет в пас.

Демонстрировать такой рискованный футбол в АПЛ Де Дзерби помогает не только смелость, но и структура розыгрышей. Тут у Роберто выстроена необычная трехэтажная система с важным дуэтом на каждом этаже.

Первая пара – связка центральных защитников. К капитану Льюису Данку добавляется либо давний партнер Адам Уэбстер, либо арендованный у «Челси» Леви Колуилл.

Вторая пара – связка опорников. Основной вариант – Мойсес Кайседо, за которым зимой охотился «Арсенал», и Паскаль Гросс.

Третья пара – дуэт десятки и ложной девятки. После ухода Леандро Троссарда в «Арсенал» основной вариант – Алексис Мак Аллистер и молодой Эван Фергюсон. Роль шотландца Де Дзерби показательно называет гибридом десятки и девятки.

Вот как это выглядит на деле:

Ключевая цель «Брайтона» – спровоцировав прессинг, протащить мяч через эту шестерку. Как правило, у Де Дзерби два варианта.

Первый – просто розыгрыш лишнего. У некоторых соперников банально нет шести игроков по центру. У некоторых есть, но они боятся задействовать всех в прессинге. В итоге на каком-то этаже у «Брайтона» обязательно возникает численный перевес. Его используют с помощью передач зигзагом – от одной пары к другой.

Тут Рахим Стерлинг разрывается на самом первом этапе – между центральными защитниками «Брайтона»:

-8

Тиаго Алькантара мечется на втором – между парой опорников:

-9

А Деклан Райс не может остановить третью пару – из десятки и нападающего:

-10

Второй вариант – разрушить схему соперника. Когда команды все же пытаются запрессинговать шестерку «Брайтона», в давлении приходится задействовать центральных защитников. От них требуются выдвижения вперед.

Из-за этого в схеме часто возникает перекос, когда пара центральных защитников выдвинулась вперед, а сзади осталась пара фланговых:

В обоих случаях важнейшую роль играют крайки «Брайтона» – Солли Марч и Киору Митома. Они не заходят в центр и специально создают ширину – при розыгрышах у них скорее вспомогательная роль. Ключевая – в завершении, когда «Брайтон» вытянул соперника и может распоряжаться пространством и атаковать на скорости.

Тут у Марча и Митомы два инструмента. Во-первых, дриблинг – пользуются им, чтобы наказать соперника за отсутствие подстраховки. Во-вторых, забегания за спину – пространство обеспечивает структура «Брайтона», заставляющая соперника оголять зоны.

Бессилие команд хорошо подчеркивает поведение по ходу матчей. Некоторые, отчаявшись накрыть «Брайтон», прибегают к персональной опеке – шестерку разыгрывающих проще запрессинговать, но Митома и Марч все равно могут воспользоваться отсутствием подстраховки. Кто-то вообще отказывается от давления – меньше рисков, но тоже компромисс, так как надо всю игру отбиваться.

«Брайтон» этим тоже пользуется – например, с помощью владения тупо сушит матчи, в которых ведет в счете.

Безумно смелый прессинг «Брайтона» поражает

Приступать к очередной серии розыгрышей «Брайтону» помогает невероятная агрессия без мяча. Тут тоже шаг вперед по сравнению с эпохой Поттера. Сейчас прессинг «Брайтона» – самый интенсивный в АПЛ. Команда Де Дзерби позволяет сопернику сделать около 8 передач перед тем, как вступить в отбор.

-12

Помимо нацеленности на прессинг, впечатляет эффективность «Брайтона». Из 322 отборов на чужой трети поля сразу 63 привели к удару – это лучший показатель в АПЛ. Более-менее рядом тут идет только «Арсенал» – 60 ударов.

В чем уникальность «Брайтона» в этом аспекте? Во-первых, гибкость. Против команд, которые плохо распоряжаются мячом, «Брайтон» использует традиционные 4-4-2 – ничего интересного, лишь классные смещения всей команды. Зато против клубов, которые хороши на мяче, Де Дзерби меняет подход и использует персональную опеку по всему полю.

О проблемах, с которыми сталкиваются топ-клубы под таким давлением, рассказывал Гвардиола: «Это очень требовательный и изматывающий режим. «Брайтон» заставляет тебя играть так, как ты просто не привык – в более вертикальном стиле, пытаясь как можно быстрее избавиться от мяча. Мы не часто сталкиваемся с такими соперниками».

Вторая завораживающая деталь этого прессинга – манера защитников «Брайтона», которые выдвигаются за своим игроком настолько высоко, насколько требует соперник. По мотивам игры с «Тоттенхэмом» этим снова восхищался Пеп – каталонец отмечал, как высоко шли за Харри Кейном и Сон Хын Мином. В других матчах защитники выдвигались чуть ли не до чужой штрафной.

-13

Кроме того, что так поддерживается цельность прессинга, защитники еще и выключают самых опасных игроков по части перехода из обороны в атаку. В игре с «Арсеналом» Леви Колуилл очень часто шел за Мартином Эдегором:

-14

Дуэль зафиксировала прогресс «Брайтона» в прессинге по ходу сезона. В матче первого круга один из четырех мячей «Арсенала» пришел после выдвижения Колуилла за Эдегором – защитник не успел накрыть, норвежец вскрыл разрезающим пасом. Во втором круге Мартин был бессилен – Микелю Артете даже пришлось поменять его во втором тайме.

У «Брайтона» есть недостатки, но даже они вызывают симпатию

Несмотря на качество игры уровня Лиги чемпионов, «Брайтон» точно завершит сезон за пределами четверки. Почему?

Ключевое объяснение – ограниченность состава. Дальний путь в Кубке Англии хорошо обнажил разрыв между основой и запасными. В резерве «Брайтона» – куча перспективных тинейджеров, которые уже сейчас выдают яркие вспышки. Не хватает лишь стабильности, чтобы спокойно подменять лидеров. Пожалуй, самый зрелый в этой россыпи талантов – Эван Фергюсон, но даже его Де Дзерби критикует за плохую реализацию.

-15

Кстати, про реализацию. Она тоже помешала сделать из вдохновляющей истории совсем сказку. Давняя проблема «Брайтона», которую Де Дзерби объясняет отсутствием топового нападающего, – того же Фергюсона часто подменяет Дэнни Уэлбек. Невезение прослеживается во всех аспектах. Например, «Брайтон» – внезапно худшая команда АПЛ по голам с угловых. При этом есть рабочие комбинации и уйма моментов, но на выходе всего 4 мяча с 12,1 xG.

Проблема попроще – не топовый, а просто хороший уровень против команд, которые паркуют автобус. «Брайтону» легче создавать моменты после коротких розыгрышей, когда получается стянуть соперника и выйти на пространство. Когда соперник сразу откатывается на свою половину, инструменты для взлома тоже есть, просто не такие эффективные.

Наконец, последняя причина – риски, которые идут с требованиями Де Дзерби. Любая ошибка при таких дерзких розыгрышах – привоз и почти гарантия убойного момента. По воротам «Брайтона» бьют не часто, но в среднем с 16,2 метров – это четвертый с конца показатель в чемпионатах топ-5. Средняя острота ударов – 0,11 xG. Хуже только у 16 из 98 команд ведущих лиг.

Другое дело, что за весь сезон «Брайтон» не устоял только под прессингом «Ньюкасла» – в гостевой игре, в составе, который был далек от оптимального, и против команды с бешеной мотивацией. Гораздо чаще шалости Де Дзерби приводят к моментам у чужих ворот – Гвардиола перед очной игрой подсчитал, что их у «Брайтона» в каждом матче по 20-25.

По этому поводу здорово выразился Адам Лаллана – человек, который практически ничего не знал о Де Дзерби перед назначением, а теперь восхищается: «Роберто заставляет тебя почувствовать на миллион долларов. Пока выполняешь все, что просит, он будет закрывать глаза на ошибки. По мне это лучший путь. Когда на меня кричат каждый раз, когда я ошибаюсь, я буду ошибаться еще чаще. Если тебе позволяют ошибаться, то со временем будешь ошибаться реже. С Роберто в 9 случаях из 10 все получается».

Кайседо – новая звезда «Брайтона». Чем он привлек «Арсенал» и «Челси»?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose / Staff, Mike Hewitt / Staff