Искусственный интеллект сегодня — одна из наиболее стремительно развивающихся и обсуждаемых технологий. Говорят, что нейросеть скоро заменит многие привычные профессии. Она уже рисует, пишет, переводит, программирует, по улицам перемещаются роботы-курьеры и беспилотные автомобили.
Но если мы посмотрим в прошлое, то обнаружим, что замена профессий другими из-за совершенствования технологий началась не с ИИ. Этот процесс шёл всегда. Люди давно придумывают инструменты и машины, которые сделают жизнь проще и удобнее.
Когда-то новая и необычная профессия машиниста паровоза сегодня — почти история. Нет и многочисленных кондукторов, о которых мы подробно рассказывали в нашем материале.
Живой голос нейросети
Заметно изменилась и профессия диктора вокзала. Она появилась в 30-х годах прошлого века, когда на железную дорогу пришла радиосвязь. До этого о прибытии поездов сообщали сигналами.
А сегодня на вокзалах работает система "Автодиктор", которая объявляет расписание поездов, правила безопасности и многое другое. Система почти заменила живые объявления, сегодня голос дикторов мы слышим только в случае внештатных ситуаций. При этом профессия не исчезла, просто — изменились обязанности.
"Ласточки" отправятся в свободный полёт
Когда-то машинистам паровозов приходилось осваивать новые технологии, пересаживаясь на электровозы и тепловозы. Сегодняшние машинисты управляют скоростными поездами с современными электронными системами, которые значительно облегчают работу.
Не за горами и беспилотные локомотивы: уже сегодня специалисты испытывают экспериментальные "Ласточки" с системами технического зрения. Нейросеть в таких поездах умеет анализировать колею, видеть все объекты на путях, реагировать на сигналы светофоров и многое другое. Такие технологии могут заметно повысить безопасность и эффективность железных дорог.
Вкалывают роботы…
Роботы заменят людей на опасных участках и освободят их от тяжёлого труда. Например, сегодня вагоны на сортировочной горке расцепляют вручную, причём делать это приходится в любую погоду и в любое время суток. Но уже готов экспериментальный образец робота, который сможет выполнять эту работу за человека.
А что делать человеку?
Да, некоторые профессии неизбежно уйдут. Возможно, скоро мы не встретим на железной дороге осмотрщика: уже сегодня есть системы, которые умеют видеть состояние путей, причём зачастую делают это внимательнее человека. Точнее работают машины и в качестве диспетчеров и логистов: грузоперевозки и пассажиропотоки постоянно растут, людям порой сложно управлять таким количеством задач.
Однако почти наверняка появятся новые профессии: нейросети нужно разрабатывать, обучать и контролировать. Недавно на встрече руководителей по управлению персоналом эксперты высказали предположение, что уже до 2025 года в РЖД появится больше 20 новых профессий, связанных с IT-компетенциями. Поэтому тем, кто мечтает работать на железной дороге, отчаиваться точно не стоит!