Рассказываем, как изменились некоторые железнодорожные профессии за последний век
Мир меняется и развивается. Вместе с ним и система железных дорог, техника и профессии. В самом начале этого непростого пути работать на паровозе было во много раз сложнее, чем сейчас. Людей для управления составом требовалось куда больше, а со временем многие профессии оказались забыты.
Так, например, заметно изменилась работа машиниста паровоза. Она всегда была самой важной. Машинист нёс ответственность и за поезд, и за пассажиров, и за своих подчинённых. Все проблемы приходилось решать ему, например, лезть в топку, если что-то случится с механизмами. Относились к этим специалистам с огромным почтением. Зарплата у них была самая высокая среди других работников железной дороги, к тому же всегда можно было рассчитывать на прибавку за экономный расход топлива или нагон времени при опоздании.
Помощник машиниста тоже был не последним человеком в поезде. Настоящие профессионалы в этой области ценились на вес золота: они могли определять, когда стоит подбросить уголь в топку и удержать давление пара на должном уровне. Особым было умение экономить топливо. На этом труды не заканчивались — весь паровоз требовалось постоянно смазывать, то есть регулярно иметь дело со множеством мелких деталей и промышленными маслами. Работа их была грязной, но уважаемой.
Кондукторы прошлого и вовсе считались удивительными людьми. Они не только проверяли билеты у пассажиров, но и отвечали за безупречную работу всего состава. Должность "кондуктор" практически ушла из железнодорожного лексикона: сейчас так называют только сопровождающих сборные поезда.
А тогда на каждом поезде кондукторов была целая бригада, возглавлял которую обер-кондуктор.
В его ведомстве были все вопросы и проблемы, не касающиеся работы паровоза. Он следил за маршрутом и количеством свободных мест в вагонах, участвовал в переговорах между машинистами и работниками станций, а также документоведом. Ещё он проводил последнюю проверку состава перед началом пути и давал сигнал, когда наступала пора отправляться, — без командного свистка машинист не мог тронуться с места, хотя и был самым главным в поезде.
В поездке под неусыпным контролем обер-кондуктора оказывались все пассажиры — он следил за общественным порядком. Для полноты картины у этих железнодорожников была впечатляющая форма с мундиром и фуражкой.
Сейчас некоторую часть обязанностей обер-кондуктора выполняет начальник поезда.
А как выглядели представители забытых профессий на железной дороге и чем они занимались — мы расскажем в одной из следующих статей.
#ржд #железная дорога #история #работа #профессия