Найти тему
КиноПсихолог

Забрать нельзя оставить: как должен был поступить с монетками Коля, когда прощался с Афоней

"Афоня" (реж. Г. Данелия, 1975)

Сцена, в которой штукатур Коля прощается с Афоней, является одной из самых спорных в фильме. А главным камнем преткновения стали... монетки.

Коля достает из кармана записочку с адресом, чтобы Афоня как-нибудь мог зайти к нему в гости, но вместе с запиской выпадает и мелочь, которую Коля старательно собирает и возвращает в свой карман. Для многих это стало веским аргументом в пользу того, что Коля – мелочный, аморальный тип, склонный к предательству и лицемерию. По мне, так это слишком категорично и беспочвенно.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

К чему апеллируют сторонники этой версии? К тому, что якобы режиссер хотел это показать и Леонов хотел это изобразить. Знаете, я не нашла в Интернете информации из достоверных источников, которые могли бы это мнение подтвердить. Да, возможно, плохо искала. Но я действительно не готова тратить время на поиск черной кошки в темной комнате при условии, что ее, кошки, возможно, там и вовсе нет. Для меня важен источник информации – и если это "Пульс" на майлру, "Вконтакте" или Pikabu, простите, я ей доверять не могу. Одно дело, когда люди в своих блогах делятся своим личным или профессиональным мнением, и совсем другое, когда они утверждают, что стояли со свечкой и слышали, что Данелия говорил Леонову.

Но в данном случае, как мне кажется, замысел режиссера и актера не так уж важен. Во-первых, потому что любое произведение искусства после "рождения" начинает жить своей жизнью и запускает процессы восприятия и интерпретации (и здесь уже активной стороной становится сам зритель). А, во-вторых, на данном канале речь идет всё-таки о психологии. Да, мое образование позволяет мне анализировать фильмы с точки зрения их художественной ценности (базовое образование у меня по теории и истории художественной культуры) или философского подтекста (ученая степень у меня по социальной философии), но для жизни и понимания психологии людей это не существенно.

Давайте попробуем исходить из субъективного отношения к тому, что мы, как зрители, видим на экране.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Коля для Афони – либо друг, либо мнимый друг, так или иначе Николай жил у Афони с добровольного разрешения последнего, и вопрос оплаты за проживание не поднимался. Какой-то вклад в совместный быт Коля вносил: покупал макароны, готовил, скорее всего, вообще хозяйничал на кухне. Он в плане быта более "семейный", в аккуратной пижамке, жить в разрухе как раздолбаю-Афоне ему было бы некомфортно. Терпимо, раз уж так сложились обстоятельства, но не более, ведь Коля относительно чистоплотен (хотя бы на фоне Афанасия). Мог ли Коля при таких обстоятельствах "отблагодарить рублем" товарища, когда уходил от него?

Вероятно, мог бы. Но, на мой взгляд, это плохо стыкуется с идеей дружбы. Представьте, у вас некоторое время живет друг, подруга, человек с которым вы ладите, разговариваете по душам, и тут он пытается вам заплатить за проживание. Кто-то обрадуется, кто-то оскорбится. Но это вполне тянет на обесценивание дружбы и гостеприимства. Мол, я к тебе отношусь как к отелю, который попался мне по пути, и ничего личного. Финансы сторона важная, не спорю, и проживающий в гостях друг может вкладываться в питание, в текущие расходы, но платить за гостеприимство... не уверена, что это вообще было бы уместно.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Предположим, что Коля действительно чувствовал, что пил-ел много, а вкладывался мало, и в связи с этим решил финансово компенсировать товарищу неудобство от своего пребывания в его квартире. Чем, копейками? Всегда полезно представить себя на месте другого: итак, из кармана моего друга случайно выпадает мелочь (да пусть даже 2-3 монетки достоинством в 10 рублей, если проводить аналогию с сегодняшним днем), и друг не забирает эти монетки, а торжественно говорит: "Вот тебе, дорогой друг, в знак моей благодарности за твое гостеприимство!". Я уважительно отношусь к русскому языку и не особо люблю жаргонизмы и сомнительные неологизмы, но тут мне только одно слово на ум приходит: как-то это стрёмно. Ну, возможно, еще унизительно (хотя здесь вопрос, могло ли вообще такое унизить Афоню?).

Как себя должен чувствовать человек, которого "отблагодарили" мелочью? С барского стола кость кинули? Или это про обесценивание – мол, такая мелочь мне и самому не нужна, пусть у тебя валяется?! Конечно, невозможно разглядеть, какие именно монеты были в кармане Коли, но всё же создается впечатление, что это именно "мелочь". Коля, убрав монетки, в принципе поступил деликатно.

А если не "мелочь"? Меняет ли это дело? Тогда мне вообще не понятно, за что Коля должен был бы распрощаться с суммой, на которую он мог бы жить несколько дней. Это уже не благодарность была бы, а расплата и "оплата услуг".

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Кстати, взгляд Афони в том эпизоде, кажется, ничем не выдает его заинтересованности в монетах. А вот шляпу, которая Афоне так нравилась, Николай ему оставил.

А какое на вас впечатление производит сцена с монетками? Как считаете, где здесь уместно поставить запятую: "Забрать нельзя оставить"?

Другие статьи по фильму: