Сегодня я сравню свой новый игровой руль, стоимостью 33 000 рублей, и попытаюсь понять, почему он так сильно отличается по цене от предыдущего.
Давайте начнем с того, что даже самый дешевый руль позволяет испытать новые ощущения от старых игр. Разница в цене между рулями составляет 10 раз, а вес отличается приблизительно на столько же. Логика везде: где только можно, используют металл. Металлические педали, металлическая основа руля, лепестки для переключения передач. Сам руль обшит кожей, в то время как дешевый руль полностью изготовлен из пластика. Красные элементы на нем выполнены из жесткой резины. Кнопки на обоих рулях приятно нажимаются идентично. Основное отличие состоит в том, что Logitech может поворачиваться на 900 градусов, что равно двум с половиной оборотам в каждую сторону, тогда как у Dialoga этот угол составляет всего 200 градусов, то есть половину оборота в каждую сторону. Еще одно отличие заключается в том, что у Logitech есть одна дополнительная педаль, и у него нет переключателя передач, или, как говорят специалисты в области симуляторов гонок, шифтера. Его можно приобрести отдельно по цене дешевого руля, то есть около 3 000 рублей. Есть что-то похожее на рычаг переключения передач — селектор, который работает по принципу плюс-минус. Педали на рулях также отличаются: у дорогого руля они металлические и нажимаются с разным усилием. Например, газ нажимается легким нажатием, а педаль тормоза, подобная той, что на семерке, требует значительного усилия для полного нажатия. Впрочем, нажатие педали тормоза на сто процентов оказывается очень сложным и не регулируется, будь то старая машина или новая с усилителем тормоза. Мне кажется, это значительный недостаток, особенно если у вас нет коврика или кокпита, и педальный блок скользит. При попытке нажать на тормоза я откатываюсь на кресле. Поэтому, если вам лень снимать ковер со стены и класть его на пол, или подкладывать что-то под кресло и педали, это может стать большой проблемой. В то же время сцепление нажимается нормально на дешевом руле, но педали слишком скользкие. Это довольно раздражает во время гонки, когда постоянно нужно тормозить и разгоняться. Выживаешь ты благодаря педальному блоку, который постоянно скользит. Все это ярко продемонстрируют рули. Но сначала я приобрел дешевый руль и играл на нем целую неделю. Возможно, вы слышали или читали книгу бывшего военного Эрика Ларсена, в которой он описывает концепцию адской недели — когда ты каждый день встаешь в 5 утра, как морпех, выполняешь свои обычные обязанности, немного мучаешься, отказывая себе во вредных привычках и занимаясь только полезными делами. Это своеобразная книга для мазохистов. Неделя игры на этом руле покажется тебе райской неделей в салоне нового массажа по сравнению с адской неделей. Но я думаю, что не всем понравится такое заведение. Далеко не все мужчины такие, как думают о нас феминистки, и мы не все готовы работать в таких местах. Дешевый руль стоит меньше, чем хороший геймпад. Качество пластика соответствует его цене, особенно на фотографиях и видео. Руль выглядит игрушечно и ненадежно. Но я начал его использовать с мыслью, что он не будет уступать дорогому рулю. Конечно, у него нет крутых фишек и дорогих материалов, но он отлично справляется со своей задачей.
Вначале я решил попробовать легкое испытание симулятора Euro Truck Simulator 2 на руле. Но это оказалось настоящим кошмаром. Проблема заключалась в том, что у руля был очень ограниченный угол поворота всего 200 градусов, из которых только 5 градусов в каждую сторону, то есть всего 10 градусов. Это создавало эффект "мертвой зоны" - я поворачивал руль, а машина не реагировала. Это очень раздражало меня, но я решил привыкнуть и сконцентрироваться на правильной настройке управления, а также убрать эту "мертвую зону", которая по умолчанию была задана. Не знаю, зачем создатели руля добавили этот параметр, и сначала я даже не обратил на него внимания, думая, что у руля всего лишь 40 градусов мертвой зоны. Но после настройки руля и устранения этой проблемы управление стало нелинейным. В начале повороты были медленными, чтобы плавно перестроиться на соседнюю полосу, но чем дальше я поворачивал руль, тем быстрее он ускорялся. В игре это компенсировало малый угол поворота и помогало быстрее маневрировать, особенно при парковке. Однако, меня очень бесило педальное устройство, которое звучит как термин из психологии. У этого педального устройства были маленькие прорезиненные ножки, которые не держали педали, и они постоянно скользили по полу. Было бы здорово иметь обычный ковер или коврик для йоги, чтобы положить под ноги и руль. Руль поставлялся с селектором, который подходил для автоматической коробки передач, и педаль сцепления. В целом, руль давал положительные ощущения от игры в Euro Truck Simulator 2, но меня раздражала его недостаточная точность при маневрировании.
Дешевый руль легко справился с Euro Truck Simulator 2, что, в общем-то, неудивительно, так как его радиус поворота был достаточным. Даже после недели игры на дешевом руле я был приятно удивлен, что руль реагировал уже на повороты на 1 градус в игре Need for Speed: Shift 2. В детстве я очень любил эту гоночную игру и мечтал сыграть в нее на руле, но меня останавливало то, что дешевый руль мог только разочаровать меня. А дорогой руль был недоступен из-за его высокой цены. Если возвращаться к времени и посмотреть, сколько времени я потерял на сожаления, то я понимаю, что зря не купил в детстве самый дешевый руль. Если в Euro Truck Simulator 2 мне бросалось в глаза, что руль не крутится в игре из-за мертвой зоны у дешевого руля, то в Shift 2 машина не реагировала на повороты, пока я крутил руль некоторое время.
Постоянно возникает тряска, и камера сама собой направляется в сторону поворота, и ты даже не замечаешь эту мертвую зону руля, хотя она никуда не исчезла. Недостаточную точность управления здесь можно компенсировать резкими движениями. Такое неточное управление и некоторая лага все-таки мешали, но радости от игры у меня было гораздо больше. Однако возникла другая проблема: чтобы резко крутить руль, нужно, чтобы он был хорошо закреплен на столе. Дорогие рули крепятся к столу струбцинами, в то время как этот руль держится на присосках и пытается удержаться, но он стабилен только тогда, когда на него действуют руки. Из-за этого монитор на столе трясся, как режим Гитлера в 45-м. Но я думаю, что сейчас он упадет со стола, раз уж я привык к этой мертвой зоне.
Меня бесила мертвая зона, но приятные эмоции от игры перевешивали. Когда я играл, мне постоянно хотелось снова сыграть в Need for Speed с этим рулем. В этом, конечно, есть своя прелесть, и в этом руле заметно больше, чем просто вибрация. Однако в большинстве игр она меня раздражала, поэтому я обычно ее отключал. Кроме того, дешевый руль всегда возвращался в исходное положение с одинаковым усилием, даже если он не был подключен к компьютеру. В общем, впечатление от руля было двояким.
С опытом я понял, что когда нужно понижать передачу и насколько сильно, и с тремя педалями я чувствую себя прямо симрейсером даже в Need for Speed Shift. Но играть становится еще интереснее, когда приходится не только управлять рулем, но и переключать передачи со сцеплением. По звуку можно легко определить, когда нужно повышать передачу, но на начальном этапе мне было сложно определить, когда нужно понижать передачу и насколько сильно. С опытом стало более-менее понятно, но изначально было непонятно.
Самая казуальная игра сегодня — Need for Speed Heat, и она, по логике, должна лучше всего подходить для дешевого руля. Однако проблема с NFS Heat заключается в том, что кнопка газа находится на руле, а не на педалях, и нельзя изменить эту настройку. Я пытался, но безуспешно. Приходится использовать такие "костыли" как эмулятор контроллера Xbox 360 и настраивать руль в нем. Такие манипуляции необходимы для комфортной игры, хотя это и не самое удобное решение.
Некоторые игры, включая Великого вора машин, не поддерживают рули вообще. Поэтому приходится использовать эмулятор контроллера и прибегать к различным костылям. Хотя можно поиграть и на геймпаде, и на клавиатуре, и на чем угодно, в конечном счете продажи игры говорят сами за себя. В нашу игру играй только купи! Хотя подход к продажам может быть иной, играя в нашу игру на руле, на геймпаде или на клавиатуре, хоть на кожаном флейте, главное — играй и наслаждайся.
Мои враги сейчас доказывают, что было забавно поиграть в GTA с рулем, но перемещение и стрельба были не очень удобными в BeamNG Drive. Однако BeamNG Drive хорош не только своей деформацией машин, но и реалистичным моделированием поведения компонентов и агрегатов автомобиля. Википедия преподнесла мне много умных терминов, но в простых словах в BeamNG Drive нужно аккуратно поворачивать руль, иначе машина может начать скользить. Для этой игры нужен руль с углом поворота в 900 градусов, чтобы точно и плавно управлять автомобилем. Иначе придется знать теорию о том, как предотвратить скольжение задней оси. К сожалению, в теории обычно говорят только о переднеприводных и заднеприводных автомобилях, несмотря на сложности. Мне понравилось ездить по бездорожью, руль добавлял реализма, и хотя точность не так важна, как на узкой трассе, игра с дорогим рулем превращается в совершенно новый опыт.
Я был удивлен, насколько детально проработана игра. Повреждение подвески работает точно так же, как в реальной жизни. Но после того, как я попал в ДТП, руль сместился, и электроусилитель начал работать необычным образом, слишком сильно усиливая повороты в одну сторону и затрудняя в другую. В BeamNG Drive такие поломки рулевого механизма симулируются потрясающе. Несколько раз я думал, что действительно сломал руль. Кроме того, разнообразные поверхности, такие как брусчатка, асфальт, песок и земля, предоставляют совершенно разные ощущения от вождения. Это похоже на функцию обратной связи на руле DualSense у PlayStation 5, которую все так хвалят. В BeamNG Drive эта функция работает очень круто, но качество обратной связи зависит от конкретной игры. В целом, BeamNG Drive показывает феноменальное качество воспроизведения поломок рулевого механизма.
Я уверен, что есть люди, которые играют в автосимуляторы на дешевых рулях, и если опытному игроку дать дешевый руль, а новичку - дорогой, опытный игрок безусловно легко победит. С дорогим рулем стало гораздо удобнее направлять машину, и игра стала приятной. Хотя я все равно съезжаю с трассы, игра в своем исходном состоянии достаточно скучна, и для того, чтобы она раскрыла все свои возможности, нужно устанавливать графические моды, новые машины и карты. Кстати, в игре работает световая индикация оборотов машины на руле, что приятно. Отдельно стоит отметить, что в казуальных гонках, например, в NFS Shift 2, можно дрифтовать, не используя сцепление и ручник, поэтому для этой цели подходит даже дешевый руль без этих функций. Однако для настоящего дрифта, чтобы потом повторить его в реальной жизни, требуется практика и опыт.
Минусы включают в себя жесткость Logitech, неудобство тормоза и невозможность изменения радиуса поворота прямо на руле. Было бы лучше, если бы был простой переключатель между 900 и 270 градусами. Также стоит отметить высокую цену руля, за которую просят 30 или 35 тысяч, что является перебором. Решение о том, стоит ли покупать дорогой руль или нет, зависит от вас. Лично я, будучи 15-летним и имея ограниченные сбережения, бы приобрел бюджетный руль с рынка или Авито за 1000 рублей, поигрался бы с ним две недели, а затем продал или положил его в сторону. Вы сами решаете, как поступить.