Английскую королеву Викторию за глаза называли бабушкой Европы. Она имела 9 детей, больше 30 внуков и на момент смерти почти 40 правнуков. И не абы каких, а относящихся к высшей аристократии, идущих нарасхват в лучших домах Европы. Внуками Виктории были: император Германии Вильгельм II, жена Николая II Александра Федоровна, королевы Греции, Норвегии, Испании, Румынии. Чем не всеевропейская бабушка?
Чаще я начинаю с рождения героя очерка. Сегодня начну со смерти. Джон Голсуорси, роман «В петле», «Сага о Форсайтах» о похоронах королевы Виктории:
«Никогда больше не будет ни одна королева царствовать так долго, и народу не придется больше поглядеть, как хоронят такую долгую эпоху».
Ой, никогда не говори «никогда». Королева Виктория провела на троне 63 года, 7 месяцев и 2 дня. Недавно умершая Елизавета II всё-таки перекрыла этот рекорд – 70,5 лет! Правда, ей в нашу бурную республиканскую и сверхтолерантную эпоху не получить такого же почетного титула-прозвища.
Возвращаемся к бабушке Европы. Правда, в 1819 году она была всего лишь очаровательной малышкой-грудничком. Но и это еще не начало ее истории. Отмотать ее придется к эпохе Георга III. Между прочим, он пробыл на троне 59 лет – это третье место среди британских монархов.
Георг III имел полтора десятка детей. Из них семеро сыновей достигли взрослого возраста. Казалось бы, будущее династии обеспечено. Но надо же такому случиться, что к старости короля ни один из его сыновей не имел законного потомства!
И вот под закат эпохи (умер Георг в 1820 году) сразу два его сына устраивают гонку за троном для будущего потомства. В 1818 году женятся Вильгельм герцог Кларенс и Эдуард Герцог Кент. Оба уже немолоды, Вильгельму 53 года, Эдуарду 51 год.
И у обоих получилось! Но! Оба родили дочерей (Вильгельм двух, а Эдуард одну). Впрочем, в Великобритании, в отличие от, например, Франции, это не было проблемой. Женщины не только могли передавать права на престол своему потомству, но могли становиться монархами.
Обе дочки Вильгельма умерли во младенчестве. Так права наследования перешли к единственной дочери Эдуарда Виктории, родившейся 24 мая 1819 года.
Я, честно, не знаю, почему Виктория вошла в историю под этим именем. Дело в том, что при крещении ее нарекли Александриной Викторией – первое имя дано в честь крестного отца русского императора Александра I.
1820 год. В январе сразу умирают старый-престарый король Георг III и отец Виктории Эдуард. Король Георг IV не оставляет законного потомства, ему в 1830 году наследует Вильгельм, ставший IV.
К этому моменту обе его дочери уже умерли, и с восшествия на престол этого короля Виктория становится наследницей корон Англии, Шотландии, Ирландии и прочая. А в 1837 году после смерти дяди она и становится той самой королевой Викторией.
Да уж, любопытная история. Как по мне, так самая интересная во всей долгой жизни Виктории. Впрочем, романистам и кинодеятелям больше нравится история любви Виктории и Альберта.
Альберт Саксен-Кобург-Готский, двоюродный брат Виктории (ее мать – родная сестра отца Альберта). С подачи дяди Леопольда, короля Бельгии приехал в Англию в 1839 году, очаровал Викторию. И та сделала ему предложение, от которого он не смог отказаться. В 1840 году они поженились.
Это был счастливый брак длиною почти в 22 года. У четы родилось 9 детей. Виктория, судя по всему, была без ума от Альберта, боготворила его при жизни и особенно после смерти. Любил ли он королеву? Наверное, да, но не так истово, как она его.
При этом Альберт ведь не стал королем, но так и оставался всего лишь мужем королевы. Впрочем, сильный духом, умный, образованный, не лишенный хитрости принц умел настаивать на своем и не затерялся в толпе придворных. Несмотря на немецкое происхождение, он сумел завоевать симпатии политиков и даже начал влезать в государственные дела.
Все как бы знают, что роль королей в Великобритании сводится к представительским функциям. Правят премьер-министры. Но так было не всегда. Настоящий перелом в этой системе произошел именно при Виктории.
Общепризнанно, что до смерти Альберта тенденция шла в обратном направлении. Принц потихоньку подминал под себя отдельные правительственные функции и укреплял королевскую власть. Итогом могла стать система подчинения премьер-министра королю.
Однако Альберт умер в 1861 году. Виктория и сама по себе не отличалась таким умом, как у мужа, а тут еще ушла в глубокий траур. Какие уж там дела! И следующие 40 лет страной правили великие премьер-министры типа Дизраэли, Гладстона, Солсбери. 40-летнее сочетание слабой королевы и сильных премьеров окончательно закрепило в Великобритании господство последних.
Что еще можно рассказать о королеве Виктории? Много чего, конечно. В один очерк не втиснешь всего. Выделю несколько моментов, касающихся России.
Про первое имя королевы уже говорилось. Теперь Николай I. Этот русский император посетил Англию в 1844 году. Все при дворе были впечатлены могучей фигурой царя и пугались его страшного взгляда. Все – значит, и Виктория.
С ним Виктория схлестнулась в Крымскую войну 1853-1856 годов. Надо заметить, что патриотизм королевы приобрел воинственный оттенок. Она была настроена решительно побить русских, невзирая на потери и траты.
Ну, не любила она эту страну и ее царей. Ходят слухи, что всё из-за мимолетного романа Виктории и наследника русского престола Александра Николаевича (будущего Александра II) в 1838 году. Дескать, он ее кинул.
Ну, кинул или нет – не знаю, а в 1874 году царь Александр IIвновь посетил Англию. Так Виктория напрочь отказывалась провожать его, собираясь уехать за город за два дня до отъезда царя. Дизраэли едва умолил королеву не нарушать протокола и официально проводить русского монарха.
Ну уж зато Виктория отыгралась на Александре II в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Она топала, рвала и метала, требуя от премьера решительных действий против России. Не дать русским взять Константинополь! Не останавливаться перед объявлением войны. Повторить Крымскую кампанию! В общем, не без влияния Англии результаты наших побед были значительно урезаны.
А под конец жизни ничего так, внучку вон свою Алису выдала замуж за Николая II. Соответственно, в число упомянутых в первом абзаце правнуков попали три дочери русского царя. Четвертая родилась через полгода после смерти прабабки. Последовавшей 22 января 1901 года.