8 лет отучилась в музыкальной школе, и что дальше? Идти в профессию? А если нет, то зачем СТОЛЬКО учиться музыке?
Вот этот вопрос я и разберу на нашем примере. Начало темы тут
-
Все что ниже написано - это мое личное мнение. Надеюсь, может оказаться полезным...
-
И предупреждение: статья длинная!!! Пишу не для спора и дискуссий, а просто ДЕЛЮСЬ ТЕМ КАК У НАС.
-
Итак, какие варианты:
- идти в муз-училище
- или оставаться в муз-школе и идти на РПО (раннее профессиональное образование) и потом поступать в консерваторию,
- или ничего? Тогда зачем столько заниматься музыкой?...
Это действительно очень УМЕСТНЫЙ вопрос.
И как ни странно, обычно он не встает при выборе музыкальной школы (если только ребенок не из музыкальной семьи или ранний талант, ну или целеустремленность самого ребенка).
И у нас он тоже не возник.
Потому что я вообще была ПРОТИВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Я уже писала, что сама училась в детстве в муз-школе на фортепиано, и поменялась любимая учительница, а новая - никакая. И все, учиться дальше совсем не хотела, но как обычно и бывает ЗАСТАВИЛИ-УГОВОРИЛИ. Закончила, и как отрезало, к пианино не подходила, классическую музыку не слушала.
И была уверена - мои дети НИКОГДА. Скукотень, обязаловка и чрезмерная нагрузка. Лучше танцы и прочие активности.
До школы дочки ходили в кружки раннего развития. Старшая еще успела позаниматься фигурным катанием и в художественной студии (активная, увлекалась и остывала).
В начальной школе она выбрала заниматься бальными танцами. На мой взгляд - и довольно. Школа у нас с английским уклоном, могли потом потребоваться репетиторы.
НО! Во 2 классе в школу на урок музыки приходит педагог по виолончели.
Я не знаю, какая магия случилась, но дочь вернулась как на крыльях: "Мама, хочу заниматься музыкой и играть на виолончели".
Я была просто В КРАЙНЕМ НЕДОУМЕНИИ. Что, зачем. И почему виолончель.
И я отказала.
На следующий день звонит педагог. Я опять в отказ. И знаете, такой интересный состоялся разговор. Она мне сказала: "Подумайте. Не отказывайтесь вот так сразу. Вы понимаете, что это хороший шанс для вашего ребенка. У вашей дочери отличные данные. Она очень подходит для виолончели. Ей будет легко учиться. Игра на инструменте станет ее личным развитием и может даже профессией в будущем. Разве вы в этом ей откажете, только потому, что вы сами этого не планировали?..."
И предложила прийти на пробный урок. Познакомиться, пообщаться.
Мы пришли. Педагог провела урок. Ставила пальчики, учила работать со смычком. Дочь была просто в восторге. Сияла.
А потом учитель спросила, слышали ли вы игру на виолончели? И сыграла нам несколько произведений. И это был КУЛЬТУРНЫЙ ШОК - вживую в профессиональных руках - это нечто особенное.
Виолончель очаровала с первых звуков, для примера видео, солирует известнейший Мстислав Ростропович:
-
И я согласилась.
А поскольку это был 2 класс, только-только начались оценки в обычной школе, поставила дочери условие. Что учиться в муз-школе она будет сама, играть дома сама, контролировать свое обучение сама. И это не должно мешать учебе в школе.
Это оказался СУПЕР ХОД!
Дочь взялась с огромным желанием это выполнять, и смогла! Конечно, я ей помогала и с организацией, и подсказками, и помощью. Но момент - что она сама - был ключевым вообще во всем дальнейшем. Это был наш договор, мы обе его выполняли, это всем пошло на пользу😊😊
Из удивительного для меня. Педагог попросила регулярно присутствовать мне на занятиях, хотя бы раз в 2-3 занятия. Для того, чтобы возникло понимание у меня (у мамы), и могла дома проследить, помочь, проверить. Мелочей нет. Важно все. Положение рук, пальцев, тела, все-все нюансы. И нужно было, чтобы привычка закрепилась правильная.
Также удивило меня, что у виолончели нет ладов (как на гитаре), игра происходит абсолютно на слух. Виолончелист играет всегда только на своем личном инструменте (как и скрипач). Смена инструмента - сложное дело, каждая виолончель уникальная, в чем-то отличается хоть на 1 мм, а это уже другая постановка пальцев и другой звук.
4 размера у виолончели - 1/4 (самая маленькая), 1/2, 3/4 и 4/4 (взрослая).
За все эти годы обучения мы учились на школьных виолончелях, по договору аренды.
Купить новую дорого (ценник от 20 тыс, но рекомендуют покупать гораздо более дорогие, вообще новые деревянные инструменты это совсем не то, что старые (со слов учителя)). И если есть школьные - то лучше не покупать, старые виолончели гораздо лучше новых (звуком). Сейчас мы сдаем любимейшую школьную виолончель (выкупить к сожалению нельзя), и Мастеру отдаем другую старую, полученную в подарок, он ее отреставрирует, и дочь будет привыкать к ней с нуля...
Кстати, носить виолончель, это та еще песня.
Виолончель всегда соразмерна росту, и даже для маленького ребенка она все равно большая. ДОЧЬ С ПЕРВОГО ДНЯ носила ее сама (в чехле, как огромный рюкзак на спине). И вообще категорически запрещала кому когда-либо ее трогать. Нельзя.
Скрипка, виолончель - это абсолютно родные инструменты для музыканта. Как друзья. Трепетное к ним отношение! Весь уход за инструментом музыкант делает сам. А вот когда на фортепиано отдали младшую дочь, то тут уже другое, суметь всегда хорошо сыграть на том инструменте, какой есть. Предварительная репетиция на незнакомом инструменте обязательна...
Так почему моя дочь так подошла для виолончели?
Три фактора. Была крупным ребенком. И очень сильные развитые пальцы лепкой (пластилина, глины). Так любила лепить, что материал уходил килограммами... И вот это пригодилось. Ну и хороший слух. Без него никак. Но, кстати, качество музыкального слуха со временем РАСТЕТ (тренируется).
Дочь - активная, подвижная, и абсолютно бесстрашная была в детстве. Это тоже в плюс. Никакого страха перед сценой (после фигурки и танцев). Вообще нервная система крепкая. И все годы была такая закономерность, в переживаниях и большой работе накануне концертов, экзаменов, конкурсов происходил скачок в игре, и на важных выступлениях почти всегда дочь играла лучше обычного.
Вообще - стабильность в выступлениях (игра без нервов и ошибок) - очень важное качество.
Наверное, стабильность тренируется, у нас она сама по себе. Что у старшей, что у младшей дочери. И я, и дети - мы сильного характера, видно хорошо помогает "вижу цель - не вижу препятствий".
При этом - по-честному - таланта в музыке и нет.
То есть мои дети - обычные дети, подходящие по совокупности факторов. И на длинной дистанции это работает. С 3-4 класса педагоги видят, есть потенциал или нет (у таких обычных детей). И начинают советовать - думать - о музыкальном будущем.
За, кстати - еще здоровье. Летом мы обязательно выезжали на море хотя бы на пару недель, и зимний период проходил без проблем с насморком и простудами. Были годы, когда дочки вообще не болели за учебный год.
То есть без пропусков, всегда в тонусе, активные, послушные, исполнительные.
Да, и привычки, любовь к повторяемому - тоже важно. Муж меня называет "консерватором". Дети такие же. Это же так удобно, обрасти привычками, и все знакомо-повторяемо. Так у нас было с раннего детства, и очень пригодилось в музыкальной школе. Вообще не помню ни одного момента, чтобы дочки не хотели идти на занятие.
И тут ключевое слово - РАСПИСАНИЕ.
В первые дни сентября узнавали расписание в муз-школе, в танцах и в обычной школе (да, младшая дочь во всем повторяла за старшей, и это в семье тоже очень удобно 😍😍).
Я вносила все в таблицу и распечатывала. Что когда у старшей, что когда у младшей дочери. Всегда были нестыковки, и надо было договариваться с кем-то о переносах. Но, главное, расписание на год возникало. И жили по нему.
Все успеть можно было только в жестком режиме.
При этом шли на хитрость - один учебный день на неделе освобождали от всех дополнительных занятий.
У старшей это чаще получался понедельник (так она любит), а у младшей среда (где-то с 5 класса они все это уже делают сами, моего контроля как было поначалу сейчас нет совсем). При этом какой-то день недели получался сумасшедшим по нагрузке (3-4 доп-занятия в день). Зато один день свободный. Это был их выбор. И так тоже можно ✌✌
Чтобы хорошо учиться в школе (я сама была отличница в школе, опять же не ставила никогда такой задачки детям - считаю незачем), но 4 и 5 обязательны. А для этого - увы, такой объем домашки как сейчас задают - можно делать только по выходным. То есть в субботу и воскресенье дети ЗАРАНЕЕ делали все домашние уроки, что стояли в дневнике, на всю неделю наперед. Это позволяло внутри недели справляться без стресса, без перегрузки в школе, и вовремя ложиться спать.
Но с 5 класса началась учеба в обычной школе и по субботам.
И тут уже пришлось учиться делать все быстро.
И это супер навык кстати. Без просиживания, а раз и готово. Качество творческих заданий (типа докладов) может и не самое высокое, но для 5 хватало.
Воскресенья. В начальной школе почти все ОНИ ВСЕ БЫЛИ РАСПИСАНЫ. Или абонементы в филармонию и консерваторию (семьей), или турниры по бальным танцам, или конкурсы по музыкалке (хотя они чаще по субботам).
Была даже ревность между педагогами в музыкалке и тренером по бальным танцам. Постоянно я разруливала диалоги - вы что не сможете? Опять вместо нас пойдете на музыку / танцы?
Бальные танцы в начальной школе (перестали заниматься в 5-6 классах) - дочки обожали. Турниры с кубками - массовый спорт - после музыки это ПРОСТО. Главное там друзья. И летние танцевальные сборы в санатории. 21 день без семьи (меня), в одном и том же санатории, с теми же друзьями, в спортивном плотном расписании, но с кучей приятностей. Много традиций в виде конкурсов, игр, развивашек, песен. Так, была традиция - писать записки будущим себе, и в общей коробке закапывать в определенном месте. А в следующем году читать это и писать еще раз будущему себе...
Виолончель дочь, кстати, в лагерь не брала.
Вообще ЛЕТОМ был ОТДЫХ.
Обычно в июне лагерь, в июле у бабушки в деревне, и в августе наши семейные поездки на море. Педагоги давали задания на лето, но без фанатизма, небольшие пьесы, этюды, у младшей ганоны. Всерьез разбирать новые произведения без учителя никак, переучивать неверное гораздо сложнее. В деревне занимались по желанию, а лагерь и отдых на море - 100% перерыв.
Также дни школьных каникул.
Это дни свободного отдыха, без плана. Только то, что хочет сам ребенок. Обычно хотели в деревню к любимой бабушке. Или с друзьями. Или если получались семейные поездки.
Относительно друзей.
Нам повезло. Мы живем в шаговой доступности от всего. У нас достаточно большой микрорайон, тут же школа, тут же спортивные секции, тут же муз-школа.
В итоге все везде пересекаются. И дружить успевают. Вместе ходят в кружки, после уроков, в школе (да, школа две смены, без продленки). Основные события - это конечно отмечания дней рождения. Тут уж как развернутся родители. Сейчас уже попроще, дети все сами, и самое любимое у них сейчас квесты.
В чем еще огромное преимущество. В муз-школе и в танцах коллективы смешанные по полу и возрасту. В итоге друзья становятся плюс-минус 3-4 года. И в школе у дочек близких друзей очень много, не только в своем классе и параллели, но и младше, и старше себя. И тут и помощь, и взаимовыручка, и равнение на лучших, и опекание младших. Да, загрузка на полный день, но и активного общения и дружбы достаточно.
Если говорить О РАСПИСАНИИ В УЧЕБНОМ ГОДУ в МУЗ-ШКОЛЕ - то оно тоже стабильное.
Учеба с сентября по май.
Осенью разбор новых программ. С декабря отчетные концерты, первые конкурсы.
Основной удар падает на март-апрель-май. Вот это у нас всегда УХ. Потому что и по школьной программе это тоже крайне напряженное время. Тут я веду подневное расписание задолго наперед, главное как можно заранее узнавать все главные даты, и следить чтобы не пересекались.
Погружение в концерты шло МЯГКОЕ.
И это вообще было для меня удивительно. Я сама, когда училась в муз-школе, была без концертов. Только два раза в год экзамены, которых боялась и не любила. Не стесняться выступать на публике училась гораздо позже, через "надо", когда это потребовалось по работе.
Первый итоговый годовой концерт у преподавателя - все его ученики, от мала до велика. Небольшой зал, только свои родители и бабушки / дедушки. Очень трогательная приятная атмосфера. Детки все нарядные. Сначала выступают самые младшие, и до старших классов и выпускников. Видно как меняется уровень игры. И видно какого мастерства достигают отдельные ученики - всегда есть ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ. Талантища.
И что потом происходит. Вот этот уровень лучших - дети начинают потихоньку примерять на себя. А я так смогу? Когда старшей дочери дали одно произведение - она прилетела домой на крыльях - мама, мне дали произведение Саши, помнишь как она играла? Теперь я буду играть.
Нашла видео с ним (чужое) - Экспромт Арутюняна, было почетно дорасти до его исполнения. Дочь играла в 6 классе муз-школы. Энергичная 1 часть, потом красивая медленная 2 часть и далее интересный прием смычком:
-
А когда в 7 классе дочь доросла до полной виолончели (4/4 - взрослой), и ей поменяли школьную, опять же был восторг - мама, это же виолончель Ильи, теперь я буду на ней играть!..
Дети все разные. И это МАКСИМАЛЬНО учитывают педагоги.
Дают чуть больше, чем может ученик, будет рост или нет.
Если нет, то стоп, пауза, никакого насилия, ругани, сравнений и тп. Все только индивидуально.
Если произведение не пошло, то на замену. Так у нас было пару раз, меняли произведение ЗА МЕСЯЦ до экзаменов, потому что не доводилось до нужного уровня, и педагог считала правильнее взять более простое и сдать экзамен без стресса, чем выходить с сырым недостаточного уровня.
Откуда брались произведения на замену? Так изучалось гораздо больше обычной программы. Если положено, например, за полгода изучить и сдать на экзамен 4 произведения, то реально изучалось в 2-3 раза больше. По программе удвоенное-утроенное количество (проще и сложнее, проще я так понимаю запасные, и просто для отработки какого-то элемента), плюс отдельно для конкурсной и выступательной программы. Наизусть до идеального выучивалось далеко не все, многие могли взяться для чего-то и оставаться в полуразобранном виде. Даже на выступлениях было иногда позволительно играть с нотами (не наизусть).
То есть у педагога на ребенка были свои мысли, идеи. Далеко не все озвучивалось. Много же неопределенности, получится или нет, хватит времени или нет, и тп.
То же самое про участие в конкурсах, концертах и тп. Ничего никогда не обещалось. Дойдет ребенок до кондиции, будет сам хотеть, не бояться и тп - поставят в участники. Далеко не везде участвовали мои дети, заранее вообще мало что известно, определенность появлялась за 2-3 недели, и начинались серьезные целенаправленные репетиции.
Не все любят выступать, тогда можно оставаться в рамках "домашних" концертов у своего преподавателя. Если же получается, то добавляется и такой вид деятельности.
Вообще - если бы не отдали младшую дочь на фортепиано - и не сложился бы семейный дуэт, то вряд ли было у нас так много концертов и выступлений.
В этом наши учителя оказались предусмотрительными. В соло значительных успехов не было (просто в призерах). А вот в семейном дуэте, или как последний год в трио со скрипкой - это совсем другое дело. Другие возможности, отдельное конкурсное направление.
С 3 класса мы ездили в муз-училище на консультацию, с этого возраста наш педагог начинает показывать перспективных детей. На консультации надо было играть и потом был жесткий серьезнейший разбор, один раз даже до слез. Да, в училище преподаватели будут гораздо жестче...
В один год объявилась проблема: дочь стала выгибать кисть, то есть постановка руки в смычке стала неправильной. Сказали за лето исправить. И дочь смогла. Это было крайне трудно переучиться в работе со смычком. Но без этого неперспективно. Энергия в руку должна течь от плеча, никаких зажимов в кисти, иначе не будет глубокого мощного звука. Я много смотрю видео с виолончелью, и не у всех идеальная постановка руки, но тут конечно не мой уровень судить...
Но уже с 6 класса дочь сказала, что да, играть любит, музыкальную школу закончит - но дальше не пойдет.
Что здесь все понятно, надо много работать, при этом все очень тонко и сложно. И совершенно непонятны перспективы, а учителем себя не видит.
Это был переломный момент.
Надо было или гораздо больше заниматься, или оставлять как есть, и просто получать удовольствие. Дочь выбрала второе.
В итоге проблемой оказалось только совмещение 9 класса в обычной школе и итогового 8 класса в муз-школе, лучше конечно так не допускать, идти в муз-школу раньше, в 6 или 7 лет, и заканчивать до 9 класса, оставаться в муз-школе на РПО и потом в музучилище или дотягивать до консерватории.
Выпускную программу у дочери тоже сделали с упором не на технику, а на эмоциональность и извлечение звука. И результаты получились неплохие. За этот май ВСЕ УЧИТЕЛЯ, с кем пересекалась дочь - все говорили - не бросай, иди в РПО, оставайся еще в муз-школе. Очень приятно. 🤩🤩
Также поступило предложение продолжать играть в оркестре и играть в нашем трио, дочь сказала подумает до осени.
Хотя я думаю, что это эмоции, она все решила, и в музыкальной школе поставила красивую точку. Хотя, с учетом что младшей дочери учиться еще 2 года, может в дуэте что-то еще и сыграют.
-
Мое мнение родителя по муз-школе.
Если бы дочь в какой-то год захотела бы бросить муз-школу (надоело), я бы пошла навстречу.
Если бы захотела в профессию - тоже.
Это ее жизнь, ее выбор и решения, моя задача слышать и помогать.
В заключение.
Не все, конечно, так шоколадно, если вдруг показалось.
Были сложности, неудачи, обиды и тп.
Главное, что педагоги (наши) настолько не любят конфликтных ситуаций, что их не создают. К детям относятся с огромной любовью. И дети отвечают тем же.
От мам наши педагоги (по виолончели и фортепиано) ждали готовности сделать что нужно, тогда, когда попросят. Не бежать впереди паровоза. И не спорить, и не качать права. Учителя - интеллигентнейшие люди, поэтому им тоже важно окружение и какая складывается обстановка. Поэтому, как я поняла, учеников они любят выбирать сами...
Еще что не получилось.
Конечно пандемия очень многое испортило, два раза уходили на длительную удаленку, занимались по зуму, но это конечно совсем не то качество.
Потом дочь один раз ломала палец - мизинец на главной, левой руке. Месяц ходила в гипсе, переживали как срастется (все хорошо). Возможно, тогда поняла как уязвим музыкант. Этот месяц занятия кстати все равно были, занималась одной рукой, отрабатывала смычок. Дело было весной, и тогда конечно отменилось все.
И из-за пандемии и всего дальнейшего пока в муз-школе полностью отменились гастроли. Ранее много выезжали, и в Москву, и в Питер, и в Сочи, и за границу. Участвовали в каких-то мероприятиях, выступали и тп. Пока мы были в младших классах, нам говорили, что все впереди. Но все отменилось.
И сейчас у нас с мужем проблемы в своем бизнесе, это раньше я могла работать на полставки и в любой момент сделать все что нужно детям. То есть очень повезло - что садик и начальную школу - я смогла вопросы детей решать в приоритетном порядке. И хватало финансов. Сейчас я максимально загружена по работе, есть проблемы с деньгами, и вот так - как все у нас было - повторить бы, наверное, не смогла...
Вот такая статья - ностальгия получилась.
Главное - эти 8 лет в музыкальной школе были не для будущего музыкального образования. А потому что получилось попасть к замечательным Педагогам с большой буквы. Они вовлекли в свой мир, как часто повторяет учитель "бархатными лапками". Все шло настолько, насколько мог и хотел ребенок. У нас получилось подняться, наверное, чуть выше среднего уровня. Далее не хватило собственной целеустремленности ребенка. Дочь говорила не раз "за своим педагогом я хоть на край света". И эти годы у нас были продуктивными, развивающими и позитивными. А дальше - ей надо самой...
Все мои статьи на музыкальную тему