Найти тему

Зачем отдавать ребенка в музыкальную школу?..

Настолько сейчас я взволнована, что хочется развить "музыкальный вопрос" и поделиться рассуждениями на эту тему, пользуясь возможностями блога. Да, статья выходит за рамки моих обычных тем (про бизнес и отдых). Но сейчас это все мне близко.

Дочки выступают вместе, играют на фортепиано и виолончели. Фото автора
Дочки выступают вместе, играют на фортепиано и виолончели. Фото автора

-

Все что ниже написано - это мое личное мнение. Надеюсь, может оказаться полезным...

Статья возникла из комментария к предыдущей статье уже постоянного виртуального друга (👍👍👍) с вопросом: "Дочки собираются и дальше заниматься музыкой?"

Поделюсь личным. Сегодня был выпускной в муз-школе
Елена Во. Бизнес & Отдых. Ищу баланс23 мая 2023

Вопрос не в бровь, а в глаз!

Но, начинается, он на самом деле с вопроса, а зачем вообще отдавать ребенка в музыкальную школу?

Это КЛЮЧЕВОЙ момент!

Музыкальная школа является частью - начальным этапом - профессионального музыкального образования.

С академическим подходом, вступительными, ежегодными и выпускными экзаменами, серьезными требованиями в процессе обучения. И очень большим учебным планом.

Так сложилось исторически, и до сих пор сохранился тот еще "советский", фундаментальный подход. В музыкальной системе образования работают КРУТЕЙШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ. Планка в классической музыке - сейчас в России - также высока, как и была в СССР. Если не выше!

Я сама закончила музыкальную школу по фортепиано, еще ту, советскую, 5 летнее образование (помню мама платила 23 рубля, как же это было дорого!)
Было много музыки, много обязаловки и домашки. Откровенно говоря, с какого-то момента, стало скучно и нудно. Дотерпела, закончила, и долго после этого не подходила ни к фортепиано, ни не было никакого желания слушать классическую музыку.

Пример из моего детства - тот самый - КАК НЕ НАДО!

Если нет интереса, или он пропал, то знания силой, занятия через "не хочу" - бесперспективны. Это просто потеря времени. Лучше найти ребенку / подростку новое занятие по душе.

У меня потеря интереса была в связи с переездом любимой учительницы. Дали взамен новую, и все, с новым педагогом не пошло. Остался год до окончания, и этот год превратился в мучение.

Тут получается сразу касаюсь самого важного момента: ОЧЕНЬ! ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕДАГОГОВ! Ученику нравится учитель, учитель с опытом и своим подходом, процесс идет со взаимным удовольствием, отличный результат на выходе.

Так когда отдавать ребенка заниматься музыкой?

Конечно, когда у него возник к этому интерес!

И заниматься музыкой надо - пока есть интерес.

Если вы, например, считаете, что музыкой будет заняться вашему ребенку полезно, перспективно и тп, то ваша задача - создать такой интерес.

Найти такое место (учебное заведение), побывать на дне открытых дверей, их концерте, мероприятии, пообщаться с преподавателями. Вовлечь ребенка. Ему должно стать самому интересно! Ведь потом будет много его личной работы за инструментом...

И если говорить о музыкальной школе, то об этом стоит подумать пораньше.

Если в то, "советское" время, в музыкальную школу отдавали в начальных 1-2-3 классах, то есть в 7-8-9 лет.

То сейчас в музыку отдают с 5 лет (если про фортепиано и скрипку)! Да! Уровень классической музыки в нашей стране МИРОВОЙ. Российские музыканты - мировая элита.

И обучение сейчас в каком-то смысле, как в спорте высших достижений. Чтобы получить этот мировой уровень, то начинать учиться РАНО и учиться МНОГО.

Это реально сложно.

Дойти до финиша - получить полное высшее музыкальное образование, потом работать согласно профессии - получается у немногих. И проще тем, кто так или иначе вовлечен. Традиции в семье. Музыкальные семьи и династии. Опять же не забываем про талант и способности. И еще помним о сильной нервной системе и желании делиться музыкой (выступать). И долго-долго - всю жизнь заниматься одним делом...

А если это не нужно? Не нужно как в спорте высших достижений? А хочется попроще, для себя? То тогда надо очень хорошо подумать, нужна ли ИМЕННО музыкальная школа.

Ведь кроме нее есть много вариантов.

Кружки при домах культуры. Студии, частные преподаватели. Много альтернатив, не ограниченных СТАНДАРТОМ в связке с профессиональным образованием.

Требование к музыкальной школе: после ее окончания знаний и умений должно быть достаточно для поступления в музыкальное училище.

Что мои дочки, кроме любимых учителей, больше всего любят в музыкальной школе? Это участие в коллективе. Одна играет в оркестре, вторая выступает в хоре.

Более легкий и приятный способ обучаться музыке - стать частью коллектива.

Общие занятия, друзья по интересу, совместные преодоления, общие выступления и успехи.

Если вы найдете такое место (и это не музыкальная школа) - то ваша задача будет выполнена меньшими "вложениями". У ребенка будут знания, общения, друзья, позитивный опыт. Вполне достаточно для культурного развития, для домашнего музицирования, для прививания любви к музыке на всю жизнь...

Может показаться, что я отговариваю от музыкальной школы.

Нет. Я просто хочу донести мысль, что музыкальная школа - это академическая система. Первая ступень. И это серьезно.

Обязательные вступительные экзамены ребенка один на один с вступительной комиссией (спеть свое, спеть наигранное, прохлопать ритм, ответить на вопросы и тп). Уже проверка готовности быть самостоятельным и исполнительным.

Расписание недели:

  • Два занятия на инструменте с преподавателем по специальности.
  • Одно занятие по сольфеджио.
  • Одно занятие "слушание музыки" (потом муз-литература).
  • Плюс со 2-3 года добавляется оркестр или хор.
  • Плюс второй инструмент (фортепиано, когда основной инструмент другой). Или занятия в дуэтах, трио и тп (ансамбли).

4 раза в неделю посещать муз-школу - это минимум. Накануне концертов добавляются доп-репетиции. Также (у нас) берутся дополнительные платные часы с преподавателем (подготовка к концертам и конкурсам).

И ТА-ДАМ! Ежедневная игра на инструменте (хотя бы один подход на 20-30 минут - самый минимум). Потому что домашки - ВО! Не сделать не получится.

ПОТОМУ ЧТО ИНСТРУМЕНТ ОСВАИВАЕТСЯ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНОЙ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКОЙ - ИГРОЙ НА НЕМ.

То самое знаменитое, когда количество переходит в качество.

Это же и в изучении иностранных языков, и в спорте.

Хотя, для сравнения, дочки параллельно занимались бальными танцами. И как же они радовались - что в них - никаких домашних заданий.
Сходил на занятие, оттанцевал, наобщался с друзьями (танцевальная группа 25-30 человек). И домой. Свободен. Полезно и приятно. Плюс летом спортивные сборы в санаторий. И турниры по выходным - массовый спорт - с приятными медальками и кубками.

-

Старшая дочь, только что закончила 8-летнюю музыкальную школу. Младшая перешла в 7 класс. То есть у нас за плечами 6 и 8 лет обучения в музыкальной школе.

ЖАЛЕЛИ ли они хоть один день, что занимаются в музыкальной школе (ГДЕ ТАК СЛОЖНО)?

НИ РАЗУ! ОНИ ЛЮБЯТ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

А все потому что в ней ЛЮБИМЫЕ ПЕДАГОГИ! Любимый инструмент, уже родной. Атмосфера в школе (как второй дом), друзья в коллективах, личный рост и достижения. И, конечно, любят музыку 😍😍😍

Итак, зачем нужна муз-школа? Суммирую, что она нам дала:

  • Культурное развитие. История музыки, направления и стили (много классики, но и много народной, вариаций, джаза, современной музыки)
  • Объединение семьи. Совместные походы в филармонии и консерватории (абонементы). Концерты и выступления. Гордость. Успех.
  • Развитие личных качеств: самостоятельность, организованность, умение справляться с трудностями, быть в режиме, дисциплинированно и быстро работать, все успевать, выполнять поставленные задачи, привычка к конкуренции, собираться и выдавать максимум на экзамене или концерте, отличная коммуникабельность (умение слушать, понимать и выражать свои мысли), а еще развитие воображения, рост интеллекта, эмоциональное развитие.
  • Развитие мозга: музыкант одновременно играет руками (руки делают РАЗНЫЕ движения), следит за нотами (или наизусть), выполняет творческую задачу (доносит идею до слушателя), помнит все что дальше - как идет мелодия, сила удара, плавность/или резкость, когда кульминация и при этом находится в одухотворенном состоянии - то есть многозадачность и единство противоположностей 🤩🤩 . А если это ансамбль / коллектив, то плюс следит за остальными, не выпадает из ритма, выполняет общую задачу и тп. Как следствие: нет проблем с иностранными языками, вообще с обучением и освоением.
Получается, в этой статье я попробовала на наших примерах разобрать плюсы и минусы музыкальной школы.
И совсем не ответила на вопрос: "Собираются ли дочки и дальше заниматься музыкой?"
Давайте я отвечу на него в следующей статье? Или неинтересно? Надо ли еще про музыку и образование?...

Статьи ранее про музыку (и мои любимые композиции)