В качестве обозначения рамок, для начала позвольте привести цитату из книги, «человек играющий» - «Homo ludens: опыт определения игрового элемента культуры», под авторством Йохана Хёйзинги. «Чем больше способна игра повышать жизненный тонус кого-то одного или группы, тем глубже она входит в культуру. Священное действо и праздничное состязание – вот две повсюду неизменно возвращающиеся формы, в которых культура вырастает как игра и в рамках игры».
Феномен игры пронизывает всю реальность, что проецирует человек: игры детей, самое простое; спортивные игры; азартные игры; политические игры; игры ролевые и игры пар; игры в процессах предсказания погоды, понимания генетики, физики, зависящие от «теории хаоса», невозможную без математической «теории игр». В этом и состоит феномен, человеку, точнее мозгу, нравится играть постоянно, в таком виде информация воспринимается проще и запоминается лучше, но при чем тут культура?
Культура, упрощая, - это комплекс человеческого творчества в исторической ретроспективе. А творчество, в свою очередь, невозможно без опять же феномена игры, имея к нему непосредственно прямое отношение. Так же творчество зависит от эстетического параметра, в таком случае получается, что в разных пропорциях культура состоит из феномена игры, творческого наполнения, эстетической и этической фабулы, а также доли смыслов.
Проще говоря, не всякая игра достояние культуры, но то, что люди выделяют как культуру, без игры невозможна. При формировании исторической параболы, зависимости культуры от игры, можно говорить о том, что пик культуры приходится на периоды возрождения-барокко, а нынешний уровень трактовался бы, как параллель греческой античности. Всё потому, что эстетический, как начало этического, смысл стал превосходить игровой феномен в том самом пике культуры. По итогу, как многие могли подумать, проблемы деградации у современной культуры не стоит. Скорее наоборот, обычному человеку, обществу современному достается больше возможности, связи феномена игры и культуры, так как качество эстетики процесса более не берет верх над качеством игры, то есть вовлеченности человека. Поэтому большему количеству масс теперь доступен процесс творчество, что с одной стороны печальный фактор, но с другой вполне нормальный и даже полезный процесс.
Для более детального понятия современности в формате феномена игры, можно привести, отражающиеся в общем бессознательном, случаи, когда простая, игровая модель, кем-то запечатлённая, становится культурным феноменом. В данном случае интернет, как отражение современной культурной среды, может предоставить всем известный формат смешных коротких видео на платформах tiktok, coub, youtub и т.д. Они стали одной из опор для такого уже, преобразовавшегося в человеческом языке, культурного феномена, как «мем». Хоть изначально «мем» и есть понятие о «единице значимой для культуры информации».
Так же большое количество интернет шоу: игровые стримы, лайф-блоги, шоу с подколками, челенджи и прочее, тоже пронизаны большим количеством игрового смысла. Понятие «онлайн» предполагает возможность массы повлиять на контент, как бы играя в блогера.
Окунаясь в искусство, лакмусовую бумажку культуры, мы тоже увидим только подтверждение феномена игры и его преобладанием над эстетической составляющей. В современных, высоких культуре и искусстве, как никогда преобладает игра смыслов и ценностью произведения уже не является его художественная сложность и продуманность.
По итогу феномен игры пронизывает культуру, но также можно почувствовать напряжение, некую критическую массу игры в её процессах. Будет ли новый пуританский взрыв или человечество в своей игре совсем избавится от зажимов, уйдя в эрос и танатос либо игре предстоит более метафизический, культурный скачок в понятие смыслов… Предугадать мы этого точно не можем.