Через два месяца после монашеского пострига, 15 января 1877 года , в Хиосском кафедральном соборе святых мучеников Мины, Виктора и Викентия митрополит Хиосский Григорий возвел монаха Лазаря в сан иеродиакона. При хиротонии, как это бывает в греческих Церквах, монаху Лазарю было дано новое имя — Нектарий, в честь святителя Нектария архиепископа Константинопольского.
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Живя в монастыре, выполняя послушания и духовно возрастая, иеродиакон Нектарий не оставлял своей заветной цели: получить образование. Поэтому, несмотря на свой, далеко уже не школьный возраст, он поступил в Хиосскую гимназию, которая в то время отличалась высоким уровнем образования и программой соответствовала лицею. Директором гимназии был в те годы Георгий Суриас, который очень любил будущего святителя и собирался помочь ему в дальнейшем образовании - рекомендациями и деньгами.
Другие отрывки из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Но в марте 1881 года, когда он, тридцатипятилетний иеродиакон, учился уже в выпускном классе гимназии и цель была близка, Хиос постигло страшное испытание — разрушительное землетрясение. Катастрофические толчки продолжались около недели, погибло три тысячи человек, более семи тысяч жителей острова были покалечены. Практически весь городок Хиос — столица одноименного острова был разрушен. От гимназии, где учился иеродиакон Нектарий, не осталось камня на камне, весь архив, все ведомости, учебники, гимназические работы утеряны. Продолжать учёбу было невозможно. Школьные занятия и экзамены были остановлены на неопределенный срок, получение аттестата выпускниками тоже откладывалось. Но и это были не все беды: здоровье директора гимназии Георгия Суриаса, который благоволил к отцу Нектарию и очень хотел помочь ему поступить в университет, было надорвано катастрофическими событиями, он уже не мог управлять учебным заведением, слёг в тяжелом состоянии и вскоре скончался. Отец Нектарий, который уже больше двадцати лет терпеливо мечтал, наконец, получить гимназический диплом, чтобы продолжить богословское образование, видел, что университет снова откладывается, однако с доверием молился Богу, чтобы Он помог, ведомым ему способом и искушения не помешали его благой заветной цели.
И вот, после одной вечерней службы весной 1881 отца Нектария вызвал к себе Хиосский митрополит Григорий, который жил в монастыре. Семидесятилетний митрополит, сам постриженник Нового монастыря, а в прошлом ректор богословской школы на острове Халки был добрым, рассудительным старцем, духовным подвижником, постником и молитвенником.
В кабинете рядом с владыкой сидел хорошо одетый мужчина средних лет с седой бородкой, из кармашка бархатного жилета свисала золотая цепочка часов.
— Вот, отец Нектарий, познакомься с господином Янисом Хоремисом, - улыбнулся владыка, приглашая отца Нектария присесть. — Господин Хоремис — верное чадо нашей Церкви, великий жертвователь нашей епархии и ктитор этой святой обители. Вы ведь немного знакомы, правда?
Отец Нектарий, конечно же, знал миллионера, совладельца крупнейшего торгового дома «Хоремис, Бенакис и партнёры» господина Хоремиса и его братьев, часто видел их молящимися в монастырском храме на воскресных и праздничных службах. И отец Нектарий прекрасно помнил, как господин Хоремис и его братья, стоя у алтаря, молились во время его диаконской хиротонии. Но подойти и заговорить с ними ему лично мешала природная скромность.
Господин Хоремис стал мягко и с уважением расспрашивать молодого иеродиакона о его жизни, о родине, учёбе, о том, как тот оказался на острове Хиос. Проникшись доверием к этому человеку, отец Нектарий стал рассказывать ему и владыке о детстве в Силиврии, бабушке и маме, о том, как подростком, в поисках лучше доли он покинул отеческий дом с одной тощей котомкой… Когда, волнуясь, он рассказывал о том, как Бог просветил капитана корабля и тот без билета пустил его на борт, и как потом, при сходе с корабля в Константинополе стали проверять билеты, капитана на палубе не было и за него заплатил один молодой человек, вместе с ним путешествовавший, господин Хоремис прервал его и волнующимся голосом сказал:
— Сынок мой, так, значит, это был ты? Невероятно! Ты — тот самый нищий мальчик из Силиврии, который двадцать два года назад безбилетником плыл в Константинополь, чтобы заработать денег и закончить школу? А ты знаешь, что молодым человеком, который помог тебе тогда, двадцать с лишним лет назад, был мой родной племянник? На него та встреча с тобой тоже произвела впечатление, и он рассказывал о тебе всей нашей семье. И мы пытались даже тебя найти в Константинополе, чтобы помочь тебе получить образование, но безуспешно. Однако, видишь, дорогой мой, через двадцать с лишним лет мы всё-таки тебя нашли!.. Ты уж, отец иеродиакон, пожалуйста, больше не теряйся, а мы поможем тебе сейчас! И прежде всего давай ты уже, наконец, закончишь учёбу и получишь гимназический аттестат. Нельзя это сделать в Хиосе, что же — поезжай в Афины, я обо всём позабочусь.
Итак, владыка Григорий и господин Хоремис предложили отцу Нектарию продолжить образование в Афинах. Господин Хоремис сказал, что с радостью берёт на себя все материальные расходы, связанные с дальнейшим обучением и вообще, с судьбой отца Нектария и его дальнейшим устройством. В те годы учиться в университете не мог кто попало: надо было иметь значительные суммы, которых у отца Нектария, как у монаха и выходца из небогатой семьи быть не могло. Помимо рекомендаций в Афины господин Хоремис дал ему ещё и рекомендательные письма к своему давнему доброму другу — Александрийскому патриарху Софронию, который раньше, до Александрийской кафедры был Константинопольским патриархом, а ещё раньше, в 1839-1855 годах занимал епископскую кафедру Хиоса. Кроме господина Хоремиса, рекомендательные письма в афинскую гимназию и патриарху Александрийскому написали владыка Григорий и преподаватель хиосской гимназии Константин Проиос.
Так, оказав послушание старцу-митрополиту, поблагодарив господина Хоремиса за его доброту, великодушие и благородство, попрощавшись с братией, родными и заручившись молитвами своего старшего духовного брата, отца Пахомия, иеродиакон Нектарий Кефалас отправился в столицу, чтобы получить там школьный аттестат и оттуда — в Александрию.
© Электронное издательство Орфограф, 2023
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь