В 2022 году мошенники похитили у россиян 14,1 млрд рублей, говорится в материалах Центробанка РФ. Чаще всего злоумышленники используют приемы социальной инженерии, под воздействием которых граждане переводят деньги или называют конфиденциальные банковские данные, позволяющие мошенникам похитить средства. По данным регулятора, доля таких операций составляет 50,4%.
Рассказываем, какие уловки используют аферисты и что делать, если вы назвали данные карты или перевели деньги.
Звонок из банка
Мошенники звонят с похожего на официальный телефон банка или даже с такого же (для этого они используют технологию подмены номеров), представляются сотрудниками службы безопасности и под разными предлогами просят назвать конфиденциальную информацию. Злоумышленники могут сообщить о попытке третьих лиц оплатить картой покупки, перевести с нее деньги на другую карту или снять наличные, а чтобы предотвратить несанкционированную операцию, необходимо назвать данные карты, логин и пароль для входа в мобильный банк и/или код из СМС-сообщений. Если вы растерялись и сообщили посторонним конфиденциальную информацию, следует срочно заблокировать карту.
Есть несколько способов это сделать:
- Через мобильное приложение. Самый быстрый способ. Следует выбрать карту и нажать на кнопку «заблокировать». Рекомендуем заранее найти и запомнить, где именно в приложении находится эта опция, она может пригодиться и в случае потери карты.
- По телефону горячей линии. Обычно номер указан на карте, также он есть на официальном сайте финансовой организации. В зависимости от банка процедура блокировки карты через кол-центр может отличаться: одни кредитные учреждения позволяют сделать это, нажав соответствующую блокировке цифру в тоновом режиме, в других банках необходимо дождаться ответа оператора. Для идентификации обычно нужен паспорт, оператор может спросить кодовое слово или пароль из СМС-сообщения. Рекомендуем сохранить номер горячей линии банка в список контактов телефона — так он будет под рукой на случай форс-мажорной ситуации.
- Через СМС. Этот способ доступен не во всех банках. Лучше заранее узнать, предусмотрен ли он в вашей финансовой организации. Работает функция следующим образом: на номер банка необходимо отправить сообщение со словом (как правило, «блокировка») и через пробел указать последние четыре цифры номера карты.
«Безопасный» счет
Бывает, что мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка (или Банка России, правоохранительных органов), сообщают о подозрительной операции по карте, но назвать данные карты не просят. Подробно, как распознать аферистов, рассказали здесь. Злоумышленники предлагают перевести деньги на безопасный (или резервный) счет, якобы только так их можно спасти от несанкционированного списания. На самом деле никаких безопасных (резервных) счетов не существует — если перевести деньги, они отправятся на счет мошенника.
В этом случае необходимо скорее обращаться в полицию — на сайте регионального МВД доступна форма онлайн-подачи заявления. В заявлении желательно максимально подробно описать все известные данные мошенников, сколько денег, за что, на какой счет вы перечислили. Приложите банковские выписки о переводах.
После обращения в полицию сообщить о произошедшем следует в банк.
Приложение с удаленным доступом
Мошенники, выдающие себя за банковских сотрудников, могут предложить установить на смартфон приложение с удаленным доступом, например, для проверки работоспособности мобильного банка. Человек, установивший такое приложение, предоставляет злоумышленникам доступ к своему смартфону, в том числе к мобильному банку. В таком случае эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Мария Соловиченко рекомендует следующий алгоритм действий:
- свяжитесь с банком по телефону горячей линии и заблокируйте движение средств по счетам;
- смените пароль для входа в мобильный банк;
- проверьте, не привязали ли мошенники свой номер телефона к вашей карте;
- обратитесь в банк с заявлением на возврат незаконно списанных средств — сделать это необходимо в течение суток. Бывает, что деньги со счета отправителя списаны, но на счет получателя еще не зачислены. По закону у банка есть три дня для проведения трансакций. Если деньги еще не отправлены, перевод можно аннулировать и вернуть средства;
- напишите заявление в полицию. Кража денег — это уголовное преступление. Возможно, ваше заявление поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Вернет ли банк деньги, если клиент сам перевел их мошенникам
В 2022 году, по данным Центробанка, банки вернули клиентам лишь 4,4% от общего объема похищенных мошенниками денег (618,4 млн рублей). Дело в том, что граждане добровольно переводят средства злоумышленникам или раскрывают конфиденциальные данные карты, поясняет Соловиченко. Банки не обязаны компенсировать потерю денег, если клиент нарушил правила обслуживания и сам передал третьим лицам коды, пароли, данные карты или установил приложение удаленного доступа.
Кроме того, по словам эксперта, практика свидетельствует о том, что суды чаще всего принимают сторону банков, поскольку граждане сами раскрыли персональные данные для доступа к счетам.
Как не стать жертвой мошенников: кратко
Запомните, что настоящие сотрудники банка (Центробанка или правоохранительных органов) никогда:
- Не попросят назвать данные карты, пароль от мобильного банка, код из СМС-сообщения, прислать QR-код из приложения.
- Не предложат установить приложение удаленного доступа.
- Не посоветуют перевести деньги на другой счет.
Если вам позвонили из службы безопасности банка или из полиции, сообщили о чьей-либо попытке украсть деньги и попросили данные карты или отправить деньги на резервный счет, повесьте трубку и сами свяжитесь с финансовой организацией.