Найти тему
джазовые пластинки

5 пластинок вокального джаза, которых у вас нет, ч.1. Вступление

Оглавление

Среди многочисленных тем, которые я выделил для себя в качестве области коллекционирования особняком стоят пластинки с вокальным джазом. Тема оказалась практически неисчерпаемой и донельзя любопытной, как с точки зрения археологии и соответствующего чисто digger-интереса, так и для проверки давно выведенных формул.

Например, той, что обозначает соотношение между записями мужских и женских голосов - оно, очевидно, с впечатляющим перевесом в пользу последних. Или, скажем, формулы, что показывает истинный вес больших имен в джазе - как выясняется, почти всех певиц можно уверенно разложить по полочкам с ярлыком Билли Холидей, Эллы Фитцджеральд или Сары Вон. Существуют, безусловно, и параллельные отсеки, на которых в качестве ориентира приклеены отметки с именами белых, малоассоциируемых с джазом, артисткок.

То есть, маргинальность тех или иных исполнителей вполне заслуженна - их таланты сравнения с великими в большинстве своем не выдерживают, а что чаще и хуже, они попросту пытаются петь в одного из.

Поэтому если вы хотите наполнить свою коллекцию первоклассными образчиками, то следует заняться поиском в первую очередь наследия перечисленных певиц, если же полка требует определенного разнообразия, то впереди полное удивительных открытий путешествие.

Jeannie Trevor - Pow! Jeannie Trevor Sings (Mainstream, 1965)

В октябре 2022 года из жизни ушла 'первая леди джаза Сент-Луиса' Джинни Тревор - несмотря на почти шестидесятилетнюю карьеру в музыкальном бизнесе ее наследие составляют всего две записи, альбом 'Love You Madly', выпущенный на CD в 1999 году и пластинка 'Pow!' середины шестидесятых, появившаяся благодаря лейблу Mainstream. Любопытно, что свое детство Джинни провела в Гарлеме, однако как артистка состоялась именно в крупнейшем городе штата Миссури.

Альбом Джинни Тревор 'Pow!', выпущенный лейблом Mainstream в 1965 году
Альбом Джинни Тревор 'Pow!', выпущенный лейблом Mainstream в 1965 году

Тогда, в далеком 1965 году, привлечь внимание к альбому подающей надежды певицы взялся штатный художник лейбла Джек Лоншейн - иллюстрация на обложке резко выделяет запись не только среди других релизов Mainstream, но и в целом пластинок той поры. Впрочем, на конверте не только была изображена белая женщина, что, очевидно, не соответствовало настоящей героине, но и неоднократно упоминалось имя певицы, написанное с ошибкой (корректное - Jeanne).

Не удалось и назвать имена сопровождавших ее музыкантов - автор сопроводительных строк признается, что то произошло в связи с их контрактными обязательствами. Спустя время стало очевидно, что 'популярный квартет из Сент-Луиса' есть не что иное, как 'Quartette Trés Bien' в середине десятилетия плодотворно сотрудничавший с лейблом Decca.

За несколько лет до своего полноценного альбома на Mainstream Джинни выдала несколько синглов на небольших лейблах Сент-Луиса - так, одним из запоминающихся номеров певицы стала мелодия 'Get Out Of My Heart', со слегка измененным названием попавшая в результате и на LP.

Несмотря на то, что среди дюжины выбранных тем хватает любопытных интерпретаций (взять хотя бы балладный вариант 'I've Got You Under My Skin' или популярную вещь из репертуара Майлза Дэвиса 'Four', устроенную в ритме босса-новы) 'Get Out Of My Life' так и остается точкой притяжения пластинки.

Allen Keller - A New Look At The World (Charlie Parker, 1962)

В труднообозримом изобилии выдающихся эстрадно-джазовых вокальных пластинок конца пятидесятых есть один маленький, но довольно существенный изъян - среди традиционно умещающейся на LP дюжины композиций практически отсутствуют авторские мелодии. Узнаваемость тем публикой есть вполне очевидное с коммерческой точки зрения решение и тем не менее подобная фиксация на годами проверенном материале порой несколько удивляет.

Альбом Аллена Келлера 'A New Look At The World', выпущенный на лейбле Charlie Parker в 1962 году
Альбом Аллена Келлера 'A New Look At The World', выпущенный на лейбле Charlie Parker в 1962 году

Исключения крайне редки и как и полагается составляют давно погребенный историей музыкальный пласт - к таким можно причислить единственный альбом певца и композитора Аллена Келлера, выпущенный в начале шестидесятых на лейбле с громким названием Charlie Parker. Для тех кто незнаком с именем Келлера на обложке упомянули фамилии четырех принявших участие в записи тромбонистов.

Все двенадцать композиций пластинки принадлежат перу самого Келлера - на нескольких из них свою помощь предложил брат певца, Джек, который успел сообразить к каждой из мелодий небанальные аранжировки и даже занял место за фортепиано во время двух понадобившихся для записи пластинки сессий в ноябре 1962-го.

Мгновенно располагающая к себе вокальная, не побоюсь этого слова, джазовая манера Келлера вкупе с изобретательными и оседающими в памяти мелодиями должны были произвести определенное впечатление на покупателей - как и другие выпуски лейбла пластинка отправилась в Британию на местный бюджетный лейбл Summit / Egmont.

Судя по всему подобным же образом альбом переиздавался и в США - несмотря на блестящую поверхность винил заметно шумит, а на обратной стороне конверта такого издания забыли разместить фотографии, назвать фамилии музыкантов и добавить внятный сопроводительный текст.

Для поклонников вокальных записей стыка пятидесятых-шестидесятых годов альбом Келлера окажется настоящей находкой - ведущий искренний, откровенный разговор со слушателем певец способен внести искомое разнообразие в обширную коллекцию в икеевском шкафу.

Joanie Sommers - Neal Hefti - The 'Voice' Of The Sixties (Warner Bros, 1961)

Удивительно, но к тому моменту как юная, подающая надежды певица Джоани Соммерс собралась записать свой второй альбом недавно основанный лейбл Warner Bros. с которым она подписала контракт успел насытить каталог двумя сотнями пластинок разной стилистической направленности.

Альбом Джоани Соммерс 'The Voice of The Sixties', выпущенный лейблом Warner Bros. в 1961 году
Альбом Джоани Соммерс 'The Voice of The Sixties', выпущенный лейблом Warner Bros. в 1961 году

Музыкальное подразделение кинокомпании развивалось стремительно и в кратчайшие сроки смогло предложить публике десятки ярчайших эстрадно-джазовых работ - на счету же мисс Соммерс в итоге семь полноценных альбомов, устроенных меньше чем за четыре года.

Сопроводительный текст ко второму альбому певицы взялся писать ответственный за аранжировки Нил Хефти - он вспоминает как переехав на западное побережье США услышал Джоани по радио, старался не пропускать ее выступления в клубе Crescendo и провел много часов наедине с юной певицей во временно закрытом ночном клубе в приготовлениях к будущим трем январским сессиям 1961 года.

Хефти вспоминает, что разговор шел про 75 (!) мелодий - сузить выбор пришлось до традиционных для LP двенадцати номеров, среди которых преимущественно проверенные временем стандарты вроде 'This Can't Be Love' и 'I Concentrate On You'.

Подчеркнуть интимную подачу материала Хефти решил малым составом с двумя тромбонами и вибрафоном - такой вот 'оркестр', как заявлено на конверте пластинки. Задумку маэстро реализовал в полной мере - достаточно добраться до третьей композиции альбома, взятой в крайне низком темпе 'Cherokee' Рэя Ноубла,, чтобы погрузиться в созданную мисс Соммерс и ее аккомпаниаторами атмосферу.

Нельзя не отметить и присутствие на пластинке Шелли Мэнна, который в той же мелодии играет ключевую роль - в прочих трехминутных номерах находится время и для непродолжительных соло тромбониста Фрэнка Розолино.

Мисс Соммерс настоящая находка для ценителей женских голосов конца пятидесятых - начала шестидесятых - особое внимание стоит обратить на ее первые две, наиболее джазовые пластинки на лейбле, впоследствии таланты Джоани решили распространять и на более современные и далеко не всегда удачные мелодии.

Karen Chandler - Dear Mr. Gable
(Strand, 1961)

Как гласит знаменитая байка в последний съемочный день фильма 'Неприкаянные' Кларк Гейбл вздохнул: "Боже! Как я счастлив, что этот фильм наконец-то отснят. Она (Мэрилин Монро) довела меня до сердечного приступа'". На следующий день у 'Короля Голливуда' случился инфаркт миокарда и спустя одиннадцать дней актер умер. Надо сказать, что несмотря на то, что Мэрилин пережила его на несколько лет 'Неприкаянные' также стали ее последней полноценной работой в кино.

Пластинка Карен Чандлер 'Dear Mr. Gable', выпущенная лейблом Strand в 1961 году
Пластинка Карен Чандлер 'Dear Mr. Gable', выпущенная лейблом Strand в 1961 году

Как и все барышни ее поколения (да и не только ее, да и не только барышни) Карен Чандлер души не чаяла в популярном актере - ее соответствующим образом названное посвящение Гейблу оказалось единственной полноценной пластинкой певицы. Впрочем, карьера ее началась за пятнадцать лет до LP на лейбле Strand - в 1946-м году она приняла участие в радиошоу Бенни Гудмана и провела некоторое время в составе его оркестра, а чуть позже определенный успех на лейбле RCA Victor, после чего, в начале пятидесятых перешла на Coral, где и записала свой главный хит, тему 'Hold Me, Thrill Me, Kiss Me'.

На пластинке 'Dear Mr. Gable' традиционно уместилось двенадцать номеров, каждый из которых прежде звучал в том или ином фильме с участием актера; открывается же альбом шлягером 1913 года 'You Made Me Love You', для которого в 1937-м был написан новый текст - в нем в любви к актеру признавалась юная Джуди Гарленд. Госпожа Чандлер ничуть не менее искренна в своих чувствах, несмотря на то, что сопровождать на записи взялся ее супруг, аранжировщик Джек Плейс, прежде уже неоднократно работавший с певицей.

Большая часть пластинки предсказуемо состоит из баллад, однако Карен блестяще управляется и с номерами в темпе выше среднего - завершающая первую сторону альбома игривая 'Teacher's Pet' один из лучших моментов на записи. Лейбл же Strand радует привычно высоким уровнем звукорежиссерской работы и расстраивает низким качеством пластмассы - впечатанный в винил шум упорно пытается помешать расслушать тембральные прелести певицы.

Johnny Nash - Composer's Choice
(Argo, 1964)

Однажды журналист из периодики 'Saturday Review' решил попробовать дозвониться до ключевых американских композиторов, мелодии которых составляют так называемый 'The Great American Songbook', американское музыкальное наследие, в том числе и 'стандарты', составлявшие и до сих составляющие внушительную часть репертуара джазовых музыкантов.

Альбом Джонни Нэша 'Composer's Choice', лейбл Argo, 1964 год
Альбом Джонни Нэша 'Composer's Choice', лейбл Argo, 1964 год

Трудно себе представить как кто-то из плодовитых и чрезвычайно талантливых композиторов вроде Гершвина, Портера, или Роджерса мог выбрать любимую композицию, однако в результате все же получился некоторый список, который спустя много лет лег в основу альбома певца Джонни Нэша с соответствующим названием - 'Composer's Choice'.

Нэш блестяще управляется не только с предсказуемо знакомым слушателю материалом, но и крайне нетривиальными аранжировками любопытного тандема из пианиста Кинга Флеминга, уроженца Чикаго и автора нескольких пластинок на лейбле Argo и некоего Уилла Джексона - эта же команда ответственна и за пластинку трио Рамси Льюиса с интерпретациями рождественских мелодий на все том жи чикагском лейбле. Высокий же голос Нэша, характерные тягучесть и вибрато напоминают скорее о ранних работах, скажем, Марвина Гея, нежели об эстрадно-джазовых достижениях той поры.

Стоит добавить, что буквально на следующий год Джонни Нэш запишет крупный соул-хит 'Let's Move And Groove (Together)' автором которого выступит его супруга Маргарет, продаст свои активы в Нью-Йорке и переедет в Ямайку, где станет чуть ли не первым американским артистом, присоединившимся к движению реггей и впоследствии его фамилия станет ассоциироваться в первую очередь именно с этим музыкальным жанром.