Найти в Дзене

Дальний Восток на крайнем западе

К юбилею одного старого доброго фильма

Снимая кино о дальневосточных событиях, его создателям пришлось ехать на другой конец страны
Снимая кино о дальневосточных событиях, его создателям пришлось ехать на другой конец страны

9 мая 2023-го после парада в Москве по телевидению (причём сразу по четырём каналам) показали фильм «Нюрнберг». Тот самый, на который до этого зазывали в кинотеатры.

Подобная телепремьера, понятно, особая честь. Только заслужил ли её «Нюрнберг»? Ведь Нюрнбергский процесс, заявленное в названии реальное главное блюдо, – там лишь повод для вымышленного гарнира. Который на мой вкус получился совершенно несъедобным винегретом, где шпионские страсти-мордасти приправлены любовью-морковью.

Смотрел я по долгу службы этот шедевр, снятый в том числе в Калининграде, и невольно вспоминалось, какое кино про сороковые-роковые в янтарном крае снимали раньше. «Судьба человека» и «Отец солдата», «Двадцать дней без войны» и «Щит и меч», «Мир входящему» и «Дорогой мой человек», «Был месяц май» и «О тех, кого помню и люблю».

Когда-то в Калининграде снимали такие фильмы, как «Судьба человека»...
Когда-то в Калининграде снимали такие фильмы, как «Судьба человека»...

А ведь в Калининградской области в советский период был снят и целый ряд других картин «про войну». Да, они не стали событием. Однако возьми буквально любую из них, сравни с современными лентами-конкурентами – и понимаешь: сравнение не в пользу наших дней.

Один из таких фильмов – «Приказ: перейти границу». И хоть не входит он в золотой фонд отечественного кинематографа, тем не менее его и сегодня смотришь, не морщась. В отличие от того же «Нюрнберга».

«Приказ: перейти границу» – вторая часть дилогии. Первая («Приказ: огонь не открывать», 1981 год) рассказывает о напряжённой службе во время Великой Отечественной войны на одном из участков восточных рубежей СССР, где японцы часто устраивали провокации. А вторая – посвящена событиям августа сорок пятого, когда уже знакомые зрителю герои получают долгожданный приказ о переходе границы.

Афиша на кинотеатре «Октябрь» (ныне – Дом искусств). Премьера в Калининграде состоялась 9 мая 1983-го
Афиша на кинотеатре «Октябрь» (ныне – Дом искусств). Премьера в Калининграде состоялась 9 мая 1983-го

«Приказ: перейти границу» в Калининграде впервые был показан ровно за 40 лет до телепремьеры «Нюрнберга» – 9 мая 1983-го. Причём премьерный показ в День Победы состоялся в «Октябре» (ныне – концертно-театральный комплекс «Дом искусств»), который в ту пору считался главным кинотеатром области.

Пожалуй, лучше, чем кто-то ещё из калининградцев, о съёмках этого фильма знал Авенир Овсянов. Известный ныне прежде всего как краевед, тогда Авенир Петрович преподавал в военном инженерном училище (теперь на его месте Калининградский пограничный институт). И полковника Овсянова пригласили на съёмки в качестве консультанта.

Снимали долго и трудно, в Калининград киногруппа приезжала несколько раз. И всякое за время съёмок бывало. Так, когда работа велась на территории 10-го форта, случилось ЧП. Рядом – посёлок Дорожное (в народе – «Табор», ибо жили там цыгане). И однажды кто-то обчистил вагончики, где хранилось имущество киношников. Подумали, конечно, что это дела жителей «Табора». Но найти в посёлке ничего не удалось. И в итоге пришлось выписывать из Москвы новое оборудование и реквизит…

Авенир Овсянов и исполнитель одной из главных ролей Александр Потапов, который, судя по его левой руке, на съёмках себя не жалел
Авенир Овсянов и исполнитель одной из главных ролей Александр Потапов, который, судя по его левой руке, на съёмках себя не жалел

Почему же события, происходившие на Дальнем Востоке, отправились снимать на другой конец страны? По сюжету советские воины попадают в подземный укреплённый пункт, где и происходит решающая схватка с противником. Однако сооружать подобные павильоны – сложно и затратно.

Форты, доставшиеся Калининграду в наследство от Кёнигсберга, по-прежнему притягивают кинематографистов
Форты, доставшиеся Калининграду в наследство от Кёнигсберга, по-прежнему притягивают кинематографистов

Меж тем на киностудии узнали, что в экс-Кёнигсберге уцелело немало немецких оборонительных объектов. И по результатам рекогносцировки в Калининграде было решено, что роль японских подземелий исполнят кёнигсбергские форты. Вот почему там можно вдруг увидеть полустёртые иероглифы – на прусских кирпичах их нарисовали четыре десятка лет назад, создавая нужный для съёмок антураж.

На старых кирпичных стенах и сегодня можно встретить загадочные для непосвящённых надписи
На старых кирпичных стенах и сегодня можно встретить загадочные для непосвящённых надписи

К слову, японских солдат изображали солдаты Калининградского гарнизона, призванные из азиатских республик СССР. А в образе вражеских офицеров выступили курсанты уже упомянутого военного инженерного училища, которые приехали учиться из Монголии.

Тем не менее, даже имея такую шикарную натуру, снимать было непросто. Скажем, сценаристы в красках описали один из самых напряжённых эпизодов – когда наши бойцы прорываются сквозь огонь на дрезине. Как было написано в сценарии, «состав вкатился в огненное жерло, исчез в пламени…» Эффектно, конечно. Только вот как это изобразить?

Что ж, ради такого дела в форте № 10 при содействии калининградских предприятий была сооружена узкоколейка с мини-поездом. Пришлось попотеть и с «огненным жерлом».

Японских солдат в фильме изображали воины Калининградского гарнизона, призванные из азиатских республик СССР
Японских солдат в фильме изображали воины Калининградского гарнизона, призванные из азиатских республик СССР

– Чтобы создать стену огня, в середине потерны поставили металлические ворота, – рассказывал Овсянов. – Их обмотали ветошью, затем обмазали напалмом и облили бензином. Два солдата, стоявшие в боковых казематах, по команде поджигали бензин с напалмом и, натягивая пропущенные через амбразуры тросики, открывали ворота перед надвигающейся дрезиной.

Репетировали целую неделю. Наконец всё было отлажено. В день съёмки в форт приехали многочисленные гости – отцы города, представители предприятий, причастных к работе над фильмом, генералы и офицеры 11-й гвардейской армии. Зрители расположились в боковых потернах.

Режиссёр Юрий Иванчук объявил десятисекундную готовность. 10, 9, 8, 7 – отсчитывал хронометр. И тут раздались отчаянные крики оператора Валерия Гинзбурга:

– Стоп, стоп!..

Режиссёр Юрий Иванчук проводит последний инструктаж перед «боем» с актёрами Александром Потаповым и Эрнстом Романовым
Режиссёр Юрий Иванчук проводит последний инструктаж перед «боем» с актёрами Александром Потаповым и Эрнстом Романовым

Оказывается, неожиданно показалось солнце, которого не было всю неделю, и его лучи проникли в начало тоннеля, создав в объективе блики. Центральную потерну снаружи закрыли брезентом. Вновь десятисекундная готовность. И – грянул «бой».

Всё шло как маслу, зрители увлечённо наблюдали за происходящим. Но если во время репетиций продукты сгорания выходили наружу через центральную потерну, то из-за брезента теперь дым пошёл в боковые потерны – туда, где стояли гости. В общем, к концу съёмки зрители стали похожи на негров…

На премьере 9 мая 1983-го об этом вспоминали, смеясь. А эпизод с дрезиной, на который ушло столько сил и средств, занял совсем немного экранного времени. Однако выглядит убедительно, видно, что не компьютер картинку нарисовал. На совесть, короче, сработали. И всё было не зря.

P. S. О современной ситуации с киносъёмками в Калининградской области – здесь