Найти в Дзене
Царь Иван Грозный

Царский транспорт на Руси

🔹Иметь колымагу при Иване Грозном могли позволить себе лишь богатые люди. Это экипаж громоздкий, роскошного вида с шатровым верхом.

И хотя пришёл (или приехал?) этот транспорт в Россию из Англии, название восходит к тюркским (по другой версии к монгольским) словам «колимог» или «колимаг», обозначающим шатёр у кочевых народов. Зимний вариант повозки именовали каптаном. Колымаги по внешнему виду мало отличались от карет.

🔹Ездили в таких экипажах дамы и дети, мужчины сопровождали колымагу верхом. Только архиереям дозволялось путешествовать с комфортом внутри. Возница мог сидеть на ведущей лошади либо вести её под уздцы, шествуя рядом.

Неудобства были в том, что экипаж жёстко крепился непосредственно к осям безрессорных колёс. Из-за этого путешествующих безжалостно трясло. На поворотах же нужно было вручную заносить заднюю часть колымаги, для чего предусматривалось несколько холопов в сопровождении. Поскольку тем приходилось шагать пешком рядом, путешествие затягивалось надолго.

🔹Крупные габариты также не способствовали комфорту во время путешествия. Колымаги могли въезжать только под специально предусмотренные для них ворота и арки. Так в Кремле, например, появились Колымажные ворота.

Украшали колымаги снаружи серебром и золотом, драгоценными каменьями, художественными росписями. Внутри экипаж обивали мехами. Из-за роскоши оставлять такие повозки без присмотра было невозможно. Повсеместно в городах устраивали Колымажные дворы – говоря современным языком, автостоянки с охранниками.

🔹В VII в. появились более комфортные, маневренные кареты. Колымагами уничижительно стали называть транспортные средства низкого качества. Позднее слово перешло в название опрокидывающейся телеги для перевозки песка, щебня, мусора. Последней колымагой владел кузен царя Михаила Романова князь Никита Романов.