Семья жительницы Волгодонска Ростовской области Ольги Перепелкиной (Сергачевой) передала орден времен Великой Отечественной войны ростовчанину Константину Олеговичу Лепихину.
- Произошло историческое событие, – скажет по итогам встречи председатель городского Совета ветеранов Александр Кириллов.
И вот почему. В семье Ольги бережно хранился орден Красного Знамени. Награду в совсем еще юном возрасте нашел ее дедушка в городе Кунгуре Пермского края. Более 70 лет имя настоящего владельца ордена было неизвестно. А совсем недавно дедушки не стало, и Ольга обратилась в поисковый отряд «Пионер» с просьбой разыскать человека, удостоенного этой награды.
По номеру ордена 46387 удалось установить награжденное лицо. Им оказался Тишкин Александр Николаевич, 1912 г. р.
Еще до войны
Как выяснили поисковики, он из крестьянской семьи, уроженец села Вячка Тамбовской области. Родители занимались хлеборобством, жили бедно. Отец в 1914 году ушёл на фронт, где и погиб в бою с немцами. Мама повторно вышла замуж, но рано умерла, оставив еще четырех сыновей, трое из которых сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной.
Окончание Сашей 7-ми классов сельской школы совпало с периодом активного формирования совхозов. Там он и начал свою трудовую деятельность, но совхоз просуществовал недолго, и в начале лета 1929 г. 17-летний Александр вступает в коммуну «Новый мир».
Служба в рядах Красной Армии, куда он был призван Кирсановским РВК, началась на Дальнем Востоке в 1936-м. Дальнейшую свою судьбу Тишкин решил связать с армией: в 1939 г. остался на сверхсрочную, прошел учебу на курсах младших лейтенантов в Кунгуре.
По окончании курсов в феврале 1940 г. А.Н. Тишкина назначают командиром взвода 641-го стрелкового полка. Во время службы Александр создает семью: его женой стала девушка Вера из деревни Болотово Кунгурского района. У пары родились дети.
22 июня 1941 г., когда уже полыхали рубежи нашей страны, эшелон с бойцами и командирами уральской 174-й стрелковой дивизии, среди которых был и Александр Тишкин, на всех парах мчался к западной границе. Конечная точка следования – ж/д вокзал города Полоцка.
Первый бой
27 июня 390-й гаубичный полк 17-й СД у д. Фариново разгромил немецкую воинскую колонну, в задачи которой входил захват мостов через Западную Двину. В тот же день в Полоцк стали прибывать части 174-й стрелковой дивизии 62-го стрелкового корпуса 22-й армии. Началась героическая 12-дневная оборона Полоцка, в результате которой немцам пришлось обойти город с юга (через Уллу на Витебск) и с севера (через Дисну на Невель).
Первое боевое крещение командир взвода противотанковых орудий 494-го стрелкового полка Александр Тишкин принял 4 июля.
Вот как этот бой описывает белорусский исследователь Владимир Комиссаров, немало времени посвятивший изучению боев под Полоцком в 1941-м:
«4-го июля 1941 г. за рекой Ушача в районе д. Кутняны, куда были нацелены основные силы 18-й моторизованной дивизии вермахта и часть танков 19-й танковой, оборонялся лишь наш 50-й стрелковый полк, накануне в спешке собранный в Полоцком районе из слабообученных призывников…
Основой нашей обороны на Фариновском направлении были ДОТы, занятые к тому времени гарнизонами из 155-го пульбата. Благодаря героизму ополченцев, задержавших две немецкие дивизии на сутки под Ветрино в бою 3 июля 1941 г., накануне под Фариново наши успели заминировать дороги и сжечь мост через Ушачку.
Читать по теме: Рубеж «Верман». Здесь в 1944-м погиб мой дед, защищая Советское Заполярье
4 июля немцы под прикрытием артиллерии, минометов и огня танков устремились в атаку, сразу же стремясь восстановить переправу. ДОТы отсекали их пехоту, не позволив крупным силам продвинуться вперед...
В результате настойчивых атак немецкой мотопехоты, одной роте гитлеровцев удалось проползти в промежутке между ДОТами и дойти в направлении Полоцка почти до деревни Ксты, где часть из них наши порубали в капусту (те прямо на пушки батареи 390-го полка вылезли), а остальные, 70 немецких солдат во главе с офицером, награжденным крестом за былые заслуги, были взяты в плен. Единовременно все 70 гитлеровцев сдались, так наши их прижали...
Наши противотанковые 45-ки в то время под Фариново действительно убедили немецких танкистов, что лучше бы им убраться с поля боя, тем более, что, помимо 179-го дивизиона, в боевых порядках пехоты были и орудия 102-го артдивизиона, оставшегося от 17-ой стрелковой дивизии.
Исход боя в тот день решила контратака 1-го и 3-го батальонов 494-го стрелкового полка, которые при поддержке двух батарей 598-го артполка, пушек 179-го противотанкового дивизиона и гаубиц 2-ой и 3-ей батарей 390-го артполка контратаковали гитлеровцев и отбросили их за Ушачу...»
За бои 4 июля гв. старший лейтенант Тишкин Александр Николаевич Приказом Президиума ВС СССР от 9 августа 1941 года, был награжден орденом Красного Знамени. Но об этом сам Александр узнает позже. С тяжелым осколочным ранением левого легкого его переправляют в эвакогоспиталь №400 в Тамбове. Забегая вперед, скажем, что Тишкин был ранен несколько раз: еще дважды в 1942 году, 12 июля – тяжело, контужен 18 марта 1944-го.
Дальше на запад
После восстановления летом 1942 г. мл. лейтенант Тишкин направлен на фронт в 224-й кавалерийский полк II Кавказского корпуса в качестве командира батареи. С июля 1942 г. по август 1943 г. воюет в кавалерийских дивизиях на Калининском и Западном фронтах, затем – на 3-м Белорусском до 18 марта 1944 г.
В 1943 г. Тишкина отправляют на курсы усовершенствования командного состава во 2-е Ростовское артиллерийское училище. Там он становится коммунистом – вступает в члены ВКП(б). Весной 1944 г. возвращается на фронт в 1460-й самоходный артиллерийский полк.
Автор этих строк провел и собственное расследование. Из данных музейного комплекса «Дорога памяти», в котором собрана и размещена в Главном храме ВС России информация о более 34 миллионах участниках ВОВ, а также по данным сайта «Память народа» Минобороны РФ, выяснилось, что Александр Николаевич награжден не одним, а двумя орденами!
Второй орден Красного Знамени А.Н. Тишкин получил в ходе Гумбинненской наступательной операции (первая попытка советского командования разгромить восточно-прусскую группировку противника войсками 3-го Белорусского фронта), будучи гв. старшим лейтенантом в должности командира 4-й батареи 345-го гв. тяжелого самоходного артиллерийского Звенигородского полка 11-й гв. Армии (позже – Кенигсбергский ордена Суворова полк).
История подвига
Читаем наградной лист с кратким изложением личного подвига Александра Николаевича Тишкина:
«С 16 по 18 октября 1944 г. гвардии старший лейтенант Тишкин Александр Николаевич при прорыве обороны противника в районе Кумец-2-й, юго-западнее Волковышки (возможно, это Вилкавишкис – прим. авт.) при умелом командовании, смелости, решительности, батарея миловала минное поле, ведя огонь по противнику.
Государственную границу из состава батареи перешли 4 боевые машины.
В бою батарея тов. Тишкина уничтожила: танков – 2, дотов – 1, артиллерийских батарей – 3, минометных батарей – 4, солдат и офицеров противника – до 200 человек. Тов. Тишкин достоин награждения орденом Красное Знамя.
Командир 345 гв. Т.С.А.З.П. гв. полковник Лобанов. 24 октября 1944 года».
Меньше чем через месяц после описанных событий вышел приказ №: 173/н от: 15.11.1944 года о награждении личного состава части, в том числе и Тишкина. При каких обстоятельства обе высокие награды были вручены нашему герою, остается неизвестным.
В феврале 1945-го Тишкин был награжден медалью «За боевые заслуги» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Службу он окончил в звании капитана 15 июля 1945 г. После войны вернулся в Кунгур и трудился на кожевеннообувной фабрике заведующим складом. Из жизни орденоносец ушел в 50 лет.
И вот через 78 лет после Победы поисковики нашли прямых потомков кавалера двух орденов Красного Знамени. Племянник родного внука героя ростовчанин Константин Олегович Лепихин приезжал в Волгодонск. Ему и передана награда. Теперь считавшийся утраченным боевой орден, благодаря участию неравнодушных людей, вернулся родным Александра Николаевича Тишкина.
#память #ордена #поиск #великаяотечественная