Найти тему
ИстАдмин

История иудаизма: от классического к современным течениям

Значительная часть иудейской мифологии сформировалась под влиянием вавилонской, начиная от прямых заимствований (миф о потопе) и заканчивая пересказом, в котором оказывалась нарушена изначальная логика (миф о грехопадении человека, который во многом копирует вавилонский миф о появлении смерти). Также заметно влияние зороастризма – появление противника бога (сатаны), который отсутствовал в ранней еврейской религии.

В рамках классического иудаизма сложилась определенная этическая доктрина, смыслом которой было безоговорочное соблюдение всех заповедей, изложенных в священных книгах. Спасение человека зависело только от того, насколько он следовал им, тогда как происхождение не играло никакой роли. Кроме того, поскольку и Израиль, и Иудея с VIв. практически все время находились под властью иноземцев (за исключением краткого периода Маккавейского царства) среди евреев сложилось представление о Мессии – человеке из древнего царского рода, который придет и освободит народ от власти завоевателей, и вернет Израилю былое величие. Связано это с тем, что в иудаизме прямо провозглашалась избранность еврейского народа, который заключил завет (договор) с Яхве – в обмен на поклонение и следование заповедям бог дарует господство над другими народами. Все беды, которые происходят с евреями, объясняются нарушениями ими завета, за что и следует наказание, хотя на факт богоизбранности это не влияет. Сколь-нибудь серьезных представлений о загробной жизни или Последнем суде в это время в рамках иудаизма не сложилось. Одной из причин этого было отсутствие сколь-нибудь серьезно проработанной концепции антипода благого бога (Дьявола, Сатаны – в иудаизме эти образы очень поверхностны) и соответственно важности выбора человеком между добром и злом.

-2

После неудачных восстаний против Рима (66-70 гг. и 133-135 гг.) был разрушен сначала Храм (бывший центром сопротивления), а потом и Иерусалим. С этого момента начинается период диаспоры, когда евреи оказались рассеяны по всей Римской империи и Ближнему Востоку. Уничтожение единственного места совершения всех культовых обрядов и запрет на его восстановление привели к возникновению синагогальной организации. Синагога (собрание) – это молитвенный дом, в котором разрешалось чтение Танаха, но нельзя было приносить жертвы. Фактически, синагоги превратились в самоуправляющиеся общины верующих, в рамках каждой из которых могли появляться свои толкования священных книг. Рассеяние евреев привело к усилению взаимодействия между иудаизмом и другими религиозными системами, а также с греческой философией (чему способствовал переход членов диаспоры на греческий язык в повседневном общении и богослужении). В это же время иудаизм начинает допускать прозелитизм – обращение иноверцев. Идея Мессии начинает приобретать все большую популярность, также появляются первые представления о загробной жизни, воскресении мертвых и будущего блаженства в новом мире – олам-хабба, где праведники обретут награду.

Из-за рассеяния и появления новых толкований священных книг возникла необходимость упорядочить вероучение, что привело в III-Vвв. к созданию в двух крупнейших диаспорах – вавилонской и палестинской – нового сборника священных текстов – Талмуда, который, соответственно, существует в двух редакциях. Он состоит из двух основных частей: более ранняя Мишна – толкование, закона – и позднейшая Гемара – толкование толкования. То и другое распадается в свою очередь на Галаху (свод законов и ритуальных правил) и Агаду (легенды, притчи, юридические казусы и пр.). В VI-X вв., к Талмуду были добавлены еще различные комментарии – Мидраши. Главы общин, разбирающиеся в толковании Талмуда получили название раввинов, заменив священников-левитов. В XVI в. для облегчения работы с Талмудом был составлен краткий справочник – Шулхан-Арух – свод религиозно-обрядовых правил.

-3

Самым известным представителем «рационалистического» иудаизма этого периода стал живший в XII в. в Египте Моисей бен Маймон (Маймонид), который выдвинул 13 основных положений веры и попытался сформулировать научное доказательство бытия бога. Несмотря на то, что при жизни он подвергался серьезной критике со стороны раввинов, в настоящее время его положения стали широко распространены среди иудеев. В XIII в. в результате деятельности мистически настроенных сектантов-иудеев возникло учение Каббалы, изложенное в священной книге Зогар. Сущность каббалистического учения существенно расходилась с классическим иудаизмом – бог воспринимался в духе пантеизма – как неопределенное и бесконечное существо, лишенное всяких атрибутов. Его познание возможно только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, которые этим буквам соответствуют. Также каббалисты верили в переселение душ и существование злых демонов, которых необходимо изгонять при помощи заклинаний.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Германии начинает развиваться просветительское направление в иудаизме, которое затем трансформировалось в сионизм – борьбу за создание независимого еврейского государства (позже это течение стало основой консервативного иудаизма). Тогда же формируется и реформаторское направление в иудаизме, направленный на изменение обрядовой стороны, некое упрощение ее, акцент смещается на этическую сторону учения, опираясь на пророческие книги Танаха. После создания независимого государства Израиль (1949 г.) произошло переселение части евреев на историческую родину, но поскольку они переезжали из разных стран, то они принесли в Израиль и различные направления в иудаизме, которые существуют параллельно. Кроме того, большая часть евреев до сих пор находится в состоянии диаспоры, в результате чего современный иудаизм представляет собой совокупность различных течений, иногда достаточно сильно отличающихся друг от друга.