«Расцветали яблони и груши... » – запевают песню военных лет десятилетняя Настя Хохлова и 97-летняя Анна Васильевна Шемонаева. Сливаясь воедино, голоса юной участницы автопробега и ветерана Великой Отечественной войны словно протягивают невидимую, но прочную нить, соединяющую прошлое и настоящее. И эту нить разорвать невозможно.
В госпиталь не поеду!
Анна Васильевна Шемонаева – сейчас единственный в Козульском районе участник Великой Отечественной войны. Родилась в посёлке Рябиновка Тамбовской области. После объявления войны Нюся, как её ласково звали в семье, вместе с женщинами, подростками и стариками заменила ушедших на фронт мужчин. Сеяли хлеб, косили и заготавливали сено. Потом девушка выучилась на тракториста. Осенью 1943 года 17-летняя комсомолка вместе с другими девчатами отправилась в военкомат и попросилась добровольцем на фронт. «Нужно было Родину защищать», – говорит ветеран.
После окончания курсов зенитчицу Анну Болдыреву – это её девичья фамилия, в числе 550 девушек отправили на передовую под Харьков. По словам Анны Васильевны, добирались 18 суток, передвигались в основном ночью. Ближе к фронту были слышны разрывы снарядов, артиллерийская канонада. До передовой шли пешком ещё две недели. Во время одного из привалов Анна получила осколочное ранение.
«Командир приказал идти за кирпичами, чтобы соорудить печь. Вокруг всё громыхало, дым. Взяла один, потом второй и провалилась во тьму. Оказалось, недалеко разорвалась бомба. Очнулась вся посечённая осколками. На правой кисти, на виске и шее до сих пор остались шрамы. Девчонки закричали: «В госпиталь её!» А я кричу: «Никуда не поеду!» Боялась от своих тамбовских девчонок отстать», – вспоминает Анна Васильевна.
Раны перебинтовали и отправились дальше. Попала на Украинский фронт в зенитную батарею. Свой первый фашистский бомбардировщик сбила, находясь на ночном дежурстве у орудия. В пулемётной роте, где потом воевала девушка, она не только метко стреляла по врагу, но и по звуку определяла марку самолёта и его скорость. На счету старшины Болдыревой три сбитых вражеских немецких самолёта. Сколько положила фашистов, не считала.
«Маменька, жди меня... »
Надпись, сделанная на обороте фотографии, которую Аня 20 марта 1944 года отправила своей маме, наполнена любовью и надеждой на светлое будущее. Каждый боец на фронте верил в это.
«Маменька, жди меня, я вернусь, и снова заживём новой счастливой жизнью. Целую вас, несколько раз крепко жму вашу руку», – старательно выведено химическим карандашом.
Девушка с боями прошла Белоруссию, Молдавию. Освобождала Будапешт, участвовала со своим расчётом в уличных боях. Победу встретила в венгерском городе Дебрецен.
«Оружие, вещи уже сложили, чтобы двигаться дальше, осталось только перебросить личный состав, и... война закончилась. Мы так радовались, что передать невозможно», – делится Анна Васильевна.
Служила она до 14 августа 1945 года, ждала, что отправят на войну с Японией, но её демобилизовали. Вернулась на родину, вышла замуж, в 1953 году вместе с супругом и тремя дочками переехала в Иркутскую область к брату. Окончила медицинские курсы, 17 лет проработала в больнице санитаркой.
В 1975 году семья, в которой подрастали уже восемь детей, перебралась на станцию Чернореченская в Козульский район. Сейчас Анна Васильевна живёт в районном центре со своей старшей дочерью Ниной. Нина рассказала участникам автопробега, что у её мамы прекрасный голос, поёт она всю жизнь, участвовала в художественной самодеятельности, занималась в клубе «Общение» при районной библиотеке. Её самая любимая фронтовая песня – «На позиции девушка провожала бойца».
Анна Васильевна Шемонаева награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова, знаком «Фронтовик», юбилейными медалями.
Проект реализуется при поддержке золотодобывающей компании «Полюс».