«Телега жизни» - одно из самых ранних философских произведений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение было написано в 1823 году, в южной ссылке. В это время мятежный поэт пребывал в Одессе под надзором генерал-губернатора М. С. Воронцова.
Пушкин не состоял в штате канцелярии генерал-губернатора (деньги на содержание он получал от министерства иностранных дел, в котором состоял до ссылки). Однако М. С. Воронцов, желая угодить императору Николаю I, всячески отравлял поэту жизнь: писал на него доносы, заставлял работать в своей канцелярии, давал мелкие, скучные поручения.
Одним из таких поручений была поездка за город для осмотра полей пшеницы с целью выяснить, насколько сильно пшеница пострадала от полчищ саранчи. По возвращении крайне недовольный бессмысленной (на его взгляд) поездкой Пушкин составил для своего начальника генерал-губернатора Воронцова довольно дерзкий отчет, а для своих поклонников написал философскую миниатюру, получившую название «Телега жизни».
Впервые стихотворение было напечатано в «Московском телеграфе» после возвращения Пушкина из южной ссылки. По просьбе самого поэта князь Петр Вяземский заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Это говорит о том, что Пушкин написал «Телегу жизни» далеко не в лучшем расположении духа, но в состоянии сильнейшего раздражения.
В основе стихотворения – размышления поэта о предназначении человеческой жизни; ее периодичности, цикличности и предопределенности; а также о предрешенности многих поступков.
По замыслу Пушкина, жизнь – это путь, непрерывное движение вперед: от одного верстового столба-события к другому; от одной станции (например, детства) к другой (юности). Жизнь никогда не стоит на месте. Подобно реке, она течет, изменяется. Поэтому образом-символом движущейся жизни становится не сожженное письмо, не засушенный цветок, но одно из самых распространенных средств передвижения в то время – телега.
Телега – многозначный символ. Этот символ обозначает, согласно Х. Э. Керлоту, не только механическое перемещение в пространстве, но и человеческое тело: его жизненные силы, мышление, волю. У поэта под телегой жизни понимается любое человеческое тело как вместилище разума и обуреваемой страстями души. Это собирательный образ всего человечества, которое, согласно всеобщему закону жизни и смерти, едет на телеге жизни от начала пути (рождения) до его конца (смерти).
Отсюда отсутствие обычного лирического героя, который чувствует и переживает, и появление обобщенно-собирательного «мы», под которым и понимается человечество. Именно люди, "человеки" («мы») с утра (рождения) усаживаются в телегу, именно нас растрясает на косогорах и именно мы (люди) под вечер привыкаем к езде и начинаем дремать.
Всю первую строфу Пушкин посвящает описанию центрального образа-символа. По мысли поэта, телега (тело) способна к быстрому движению (телега «легка на ходу»). Она может нести груз скорбей, «тяжелое бремя» грехов и страстей. Но не может выбирать состояние бытия: динамику или статику. Телега себе не подвластна. Ею управляет «ямщик лихой – седое время», – иначе говоря, некий вселенский разум, законы Вселенной.
Весьма примечательно, что Пушкин выбирает для символизации образа человеческой жизни не тройку с бубенцами, не роскошную карету, но обычную крестьянскую телегу. Тем самым, поэт хочет сказать о равенстве всех людей относительно друг друга при попадании в тело; об одном, универсальном способе проживания жизни (в пределах тела-телеги) каждого ездока (человека) независимо от его социального статуса.
Мотив езды на телеге приобретает особую психологическую остроту благодаря конфликту между ездоком и ямщиком. Ямщик «лихой» символизирует быстрый разум, мгновенно принимающий решения. Он же соединяет в себе функции осмотрительности и управления. Разум всегда находится на «облучке», несмотря на все капризы ездока.
В противоположность ямщику ездок персонифицирует низшие человеческие инстинкты: эгоизм, похоть, себялюбие. Он ничем не управляет, никогда не следит за дорогой, но, тем не менее, считает возможным не только диктовать свою волю ямщику, но даже кричать на него и нецензурно ругаться (в одной из редакций стихотворения употреблялось не литературное: «пошел!», а простонародное «валяй!»).
Особенно ярко конфликт между ямщиком и ездоком проявляется во второй строфе, где символически изображается утро человеческой жизни. В это время ездок полон сил и энергии. Он несется жизни навстречу и готов сломать голову и фигурально, и аллегорически ради удовлетворения своих страстей. Доводы разума в этом состоянии ездок совсем не воспринимает. Ямщик для него – жалкий слуга, недостойный уважения.
В третьей строфе, в которой представляется полдень человеческой жизни, конфликт между ямщиком (разумом) и ездоком (эгоистическим «я») значительно смягчается, нивелируется. К этому времени ездок приобретает бесценный жизненный опыт. Жизнь уже «порастрясла» его, наставила шишек, позволила сделать множество ошибок. Он ведет себя более осмотрительно: опасается «косогоров и оврагов», думает, как бы в них не попасть. На ямщика ездок по-прежнему кричит, но уже без злобы, а ласково, по-дружески («полегче, дуралей!»), воспринимая его как равного.
В четвертой строфе, где метафорически изображается вечер человеческой жизни, конфликт между душой и телом, разумом и сердцем совершенно изживает себя. И ямщик, и ездок едут в полном согласии друг с другом.
Ямщик «гонит лошадей», однако ездока это не смущает. Он «привыкает» к «лихому» ямщику-времени, привыкает к телу-телеге, привыкает к постоянному движению. Главное для ездока теперь, когда угасли жизненные силы, – это покой, забвение. Он, «дремля, едет до ночлега», до последней станции на своем пути (то есть до смерти), готовясь к вечности.
В стихотворении «Телега жизни» Пушкин говорит о цикличности человеческого бытия, о соотнесенности этого бытия с природным суточным циклом. Отсюда параллельные символические ряды: молодость – утро, зрелость – день, старость – вечер, ночь – смерть. У поэта в стихотворении человеческая жизнь быстротечна, подобна цвету на траве. Она пролетает быстро. Так же быстро, как читается сама «Телега жизни».
При этом Пушкин хочет сказать, что на разных отрезках пути (в разные возрасты жизни) жизнь протекает по-разному. В пору молодости (утром), когда человек полон сил, он жжет свечу свой жизни сразу с двух сторон. В пору зрелости (в полдень) довольствуется тем, что имеет. В старости (вечером) спокойно ждет, когда огонек наконец-то погаснет.
В стихотворении поэт говорит, пожалуй, о самом главном законе жизни – о некоей предопределенности существования человека, согласно которому его (человека) помещают в телегу (тело) и заставляют совершать жизненный путь помимо его воли в одном направлении – к смерти. О том, что находится за порогом смерти: тьма или вечность, Бог или диавол – Пушкин пока не задумывается. Его религиозное прозрение еще впереди.
А что думаете об А. С. Пушкине вы, дорогие читатели? Прав ли был поэт, вызывая в рамках "Телеги жизни" Дантеса на дуэль? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они продвигают канал) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Что означает горящий угль в стихотворении А. С. Пушкина "Пророк"?
Детство - это когда кот старше тебя: юный А. Блок в Шахматово
Что не так с прорывом Бормана через Вайдедамский мост?
Штурм Зееловских высот: следовало ли маршалу Г. К. Жукову посылать бойцов в лобовую атаку?