Про то, какие фильмы ужасов снимает режиссер С.Подгаевский, пытаясь играть (и проигрывая) на поле наших сказок и городских легенд я уже писала. И вот еще образец, авторства режиссера А.Сюхина, который взял городскую легенду про "Колодец в ад" и снял фильм, попытавшись сделать нечто вроде "Нечто", пардон за каламбур. В общем, это триллер моего любимого поджанра "Как ученые копали, копали и докопались на свою голову". И триллер даже получился. Ну, местами.
В черно-белом сумбурном прологе фильма нам показывают страшную советскую лабораторию, людей в брезентовых костюмах и брызжущее кровищей тело мужика, которого не смогли спасти. Как мы узнаем позже, это был коллега главной героини, по поводу смерти которого она сильно переживает. Дескать, испытывать на себе некую вакцину должна была она, а не он, ну помереть тоже она, но не он. По крайней мере это то, что можно разобрать из бубнежа героини. (Ну, тут все актеры просто на подбор с современной актерской сценической речью, то есть кашей во рту. Я уже отчаялась и часто смотрю наше с субтитрами)
Судя по лицу, героиня очень сильно переживает по поводу той трагедии. Очень. Страдает и мается. С этим лицом она ходит весь фильм. Наверное, это не потому, что актриса играть не умеет, а потому, что на героине Анне печать печали. Будем оптимистами.
Советский чиновник утешает героиню, что она поступила правильно и не имела права собой рисковать. Советский чиновник бодр и лыс, но не в стиле Никиты Сергеича Хрущева, а скорее в стиле позднего Уиллиса.
А потом пролог заканчивается, и начинается наша история с видом советской новогодней Москвы, заснеженной и зловещей.
Наша героиня Анна,за новогодним столом отмечает праздник под поздравления от МС Горбачева.
Я в этом эпизодике пустила умиленную слезу, заметив точно такую хрустальную вазу, какая была у нас.
Анне в разгар празднования звонит незнакомец, сообщающий ей об инциденте на секретной станции Кольская сверхглубокая. Мол, пропали 20 человек, станцию в течение суток законсервируют, были зафиксированы звуки неизвестного происхождения, под землей, поэтому врач-вирусолог совершенно необходим, чтоб полететь туда и разобраться, кто там вопит из-под земли. А кто еще, скажите мне, если не вирусолог?
Мол, был донос (не сигнал, замечу, а донос) на главу станции, который скрывает неизвестную доселе болезнь. В общем, через два часа вылетаем в Мурманск, пакуйте вещи, вы должны зайти на станцию до консервации и взять образцы. Больше же некому, вирусолог один, точнее, одна на всю нашу большую советскую страну.
За этот полет Анне обещают собственное НИИ для разработки. Для разработки чего не говорят. Государственная тайна, коварные кейджиби
Судя по лицу Анны, информация ее крайне воодушевила.
И вот вертолет летит над снегами и горами. В вертолете под бодрые звуки бессмертных "Яблок на снегу" веселые бухающие прямо в этом самом вертолете десантники пытаются флиртовать с Анной. Чиновник Юрий в чиновничьей шапке летит с ней же.
Пейзажи офигенно красивые, к пейзажам претензий нет.
Вертолет садится, один из десантников что-то невнятно орет. Пока за россию? По газу рассеять? Ни фига не понятно, а субтитры молчат. Ну, главное, что десантники поняли и схватились за оружие. Потому что к вертолету шатаясь бежит мужик, и десантник грозно целится в него через иллюминатор. А еще они ему из закрытого вертолета орут, чтобы тот не подходил ближе. Ведь тот наверняка эти крики услышит.
Мужик подходит ближе к вертолету и взрывает себя гранатой. Осколки иллюминатора летят героине и всем остальным прямо в любопытствующие лица.
Осколки капельку посекли Анне лицо. Хотя по количеству стекла ей должно было высадить глаза и изрезать вообще все.
Красивый десантник Сергей помогает ей встать. Десантура высаживается из вертолета.
Анна с чемоданчиком несется к трупу, ну, точнее к куску трупа, обнаружив там невооруженным взглядом нечто интересное. Десантник Сергей любезно предлагает помощь. Анна гордо отказывается. Кажется, это начало крепкой любви.
Пока Анна выковыривает из трупа странные споры, похожие на дробь, десантник Сергей продолжает светскую беседу, пытаясь выяснить, откуда у Анны такой странный акцент.
- Интересный акцент. Эстония?
- я видела вещи и пострашнее.
*пауза*
НЕ НАДО МЕНЯ ПОДБАДРИВАТЬ
Споры в пробирке превращаются в белый порошок. Анна в недоумении.
Пока Анна осматривает людей в автобусе (те, кто эвакуируется из консервируемой станции), местные сообщают, что труп с гранатой — это научный сотрудник с нижнего уровня проекта. Ну че-та он психанул.
И заодно сообщают, что все внизу померли, а внизу ад, поэтому, если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот.
А тут выползает Кузнецов, заместитель начальника станции, и я начала в голос хохотать. Потому что он вылитый Лапенко. Почти-Лапенко. Ну а какого еще персонажа можно изобразить в фильме про загадку дыры, простите, самой глубокой скважины?
Григорьев, начальник станции, зачем-то пафосно напоминает Анне о клятве Гиппократа. А еще предлагает сделку КГБ-шнику, мол, он лично поможет спуститься в скважину и собрать образцы, а взамен эвакуируют всех, кто заперт на станции.
Хотя, хахаха, выхода у вас и нету, ведь Григорьев поднялся наверх и изменил коды запуска лифта а значит, без него лифт вниз не поедет. Григорьев коварен.
Наши доблестные "голубые береты" наконец переоделись из пыжиковых шапок в голубые береты. И все радостной толпой собираются спускаться в жилой модуль, находящийся на глубине 6000 метров.
Григорьев говорит, что если ввести код неверно три раза, то в целях предотвращения диверсии лифт тут же рухнет вниз. И сам вводит код неверно два раза. Чтоб, значит, десантникам и кгб-шнику нервы помотать.
Все пристегиваются и едут вниз. Долго, торжественно. Через мерзлоту, поэтому становится холодно.
Тут происходит разгерметизация. Григорьев хватает респиратор, а остальные начинают задыхаться.
Ну и сбегает с ключами от лифта, пока остальные без сознания, вот такой он коварный человек.
Когда все приходят в себя, десатники вооружаются автоматами и бегут исследовать коридоры. Ведь без Григорьева лифт обратно наверх не поедет, а значит, надо его искать.
Жилой модуль просто огромный. И мрачный, потому как советское прошлое.
В одном из помещений обнаруживают парочку, которая скромно отмечает Новый год. Врач Кира вежливо осведомляется, чем может помочь, инженер Николай безобразно хамит десантникам, за что едва не получает прикладом по зубам.
В лаборатории эту парочку осматривают, причем все надевают маски из толстенного слоя марли. Давайте запомним этот воистину прекрасный момент соблюдения героями техники безопасности, потому что потом наши доблестные герои на технику безопасности будут радостно срать во всех ситуациях.
Советский инженер, сверкая крестиком на отлично прокаченных грудных мышцах, продолжает хамить всем подряд. Сразу видно резко отрицательного персонажа.
Григорьева продолжают безуспешно искать десантники. Анна же ищет плесень — но находит Григорьева. Тот говорит, чтобы Анна выводила всех на поверхность пешеходной шахтой. Спасите их пока можете! Люди должны быть приоритетом!
Анна поражена.
Десантники стреляют в него, и Григорьев быстренько уезжает во втором, маленьком, лифте. Десантники собираются идти вслед за ним вниз по шахте. А дверь шахты исписана корявыми молитвами и знаками креста.
Десантники *зловещим голосом* ее вскрывают!
А потом разбирают спецодежду, свистнутую у Уолтера Уайта. Нижний модуль Кольской сверхглубокой называется "Ташкент", потому что внизу 200 градусов жары. Защитные костюмы спасают от этого пекла (смотрит на защитный резиновый костюм в большом сомнении).
И тут дверь выходного отсека блокируется, отрезая инженера и Анну от жилого модуля вместе с десантурой в спецкостюмах. Это все проклятый Григорьев!
Дверь из шахты с мучительным лязгом распахивается и оттуда медленно вышлепывает ужасная тетенька, поросшая плесенью, прямиком из игры "Last of Us".
Тетенька — лаборант Ольга, пешком поднявшаяся от научного модуля "Ташкента" до жилого модуля, пройдя 6 километров вверх через 200 градусов жары. Анна начинает ее исследовать. Как эпидемиолог она прекрасно знает обо всех опасностях и надевает маску.
Приложением руки ко лбу лаборантки Ольги Анна фиксирует у нее запредельную температуру(с).
Под халатом у Ольги нечто ужасное и Анна собирает со спины ценные образцы.
Врач Кира, завидев этот ужас, замечу маску на глаза не спешит надеть потому что А ЗАЧЕМ?
В лаборатории в лаборатории разглядывает плесень под микроскопом. Внутриклеточный паразит, говорит она. Грибковое. Наименее изученная форма жизни.
Ни на ком в лаборатории нет даже марлевой повязки, потому что А ЗАЧЕМ?
Ну подумаешь, какая-то неведомая фигня, которая может колоситься на человеке. Пффф.
Десантники по рации сообщают о продвижении по шахте. А Ольге в лаборатории становится плохо и у нее пальцы выгибаются в обратную сторону.
Анна и Кира пытаются переложить Ольгу на кровать, а та горит красным изнутри.
Потом Ольга начинает биться головой о стекло отсека. Григорьев через селектор сообщает, что заминировал пешеходную шахту и никто не выйдет наружу. И раздается взрыв.
Инженер сообщает, что через час без взорванных опор их всех просто раздавит. По этому поводу отрицательный инженер и положительный десантник дерутся.
Все собираются идти наверх через шлюз, ножками. И тут десантник и Анна в лазарете обнаруживают, что всё сплошь заросло плесенью. Естественно, если видишь такое - надо срочно зайти внутрь! И дверь еще закрыть за собой! И только потооооом уже надеть перчатки в целях безопасности, чтоб собрать образцы с тела.
Ужасающее тело еще не труп и двигает глазами.
Анна нервно натягивает на нос ворот водолазки. Разумеется, это очень, очень поможет (всего отпущенного мне Богом сарказма на эту фразу не хватит).
Ой, простите.
И тут прямо на глазах пораженной публики на теле начинают расти пузыри со спорами. С воплем "Давай помогу!" десантник Серега без перчаток лезет к плесени, чтоб помочь собрать образцы. И получает струю спор из пузыря прямо в лицо.
Анна находит на полу респиратор и спешно его натягивает. Разумеется, это очень, ОЧЕНЬ защитит.
Тут к ней подходит Кира, которую плесень начинает выворачивать ребрами наружу. Анна от ужаса немножко теряет сознание, а когда приходит в себя, огнетушителем опшикивает дверь - в целях стерилизации - выбегает, инженер опшикивает ее из огнетушителя в целях уничтожения спор. Нет, это не я гиеню. Это всё сценаристы.
В лазарете Анна видит десантника Серегу, который уже начинает покрываться плесенью. Кто бы мог подумать...
С помощью сгущенки и ложки неЛапенко рассказывает оставшимся в живых про гриб кордицепс, паразитирующий на муравьях. Ну, если вы "Last of Us" смотрели — вы в курсе.
Анна отходит подальше от зараженного плесенью Сергея, вплотную к здоровым, и стаскивает перчатки, через которые прикасалась к больному. над столом с едой. Дамочка, а вы точно эпидемиолог?
Наедине с КГБ-шником Анна доказывает, что плесень живет внутри теплокровного носителя. Если поднять больного наверх либо образцы с плесенью, человечество погибнет. Как она это установила - непонятно. Потому что. Гениальный эпидемиолог *смотрит на скрин выше*
Гениальный эпидемиолог Анна настаивает: выводите всех, я останусь с десантником, потом придете с моими коллегами в максимально защитных костюмах. Но КГБ-шнику срать на безопасность, ведь плесень - это супероружие.
Ну и они собираются тащить Сергея наверх через шлюз. С глубины 6000 метров. И тут вдруг по рации вопит группа ушедших десантников: НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ШЛЮЗ! НЕ ВЗДУМАЙТЕ!
Конечно, они открывают шлюз, откуда доносятся звуки выстрелов. Видимо, десантники стреляют по плесени.
Мы должны закрыть дверь! вопит отрицательный инженер Николай, который в этой бредятине самый разумный человек вообще. И тут выходит парочка десантников, которые на вопрос во что стреляли отвечают: Не знаем. Во что-то большое.
Следом за ними выходит десантник с оторванной рукой. Из шлюза доносятся крики и стоны, непонятно чьи. И десантник оставшейся рукой молча перерезает себе горло.
Двери шлюза закрываются.
Один из выживших десантников говорит, мол, вы зря открыли дверь. Оно теперь узнает где мы. И тут в дверь шлюза начинают ломиться. Доносятся адские вопли и стоны.
Выжившие убегают подальше, в тупик. Ну, чтоб с гарантией попасть в безвыходную ситуацию. Дверь грохочет. Значит, ОНО УЖЕ ВНУТРИ. Нечто жуткое чавкая, медленно шаркая, стеная и крича на разные голоса ползет к ним.
Тут вдруг открываются двери лифта - вот он, путь к спасению. Правда, ключ-карты у наших героев нет, но инженер Николай быстро решает эту проблему.
Он просто две минуты молча смотрит на провода.
Десантник Сергей, который в плесени, хочет остаться тут, чтобы задержать неведомое зло. Инженер Николай предлагает просто уронить лифт вместе с ними внутри на 12000 метров. а там уже будут думать, как выбираться наружу.
Потому что с глубины 12 тысяч метров подняться на поверхность значительно легче, чем с шести тысяч метров, правда?
Ну, они роняют лифт и долго и мучительно летят вниз. В слоу-мо.
Внизу все покрыто инеем. Безлюдно и страшно. И даже бутылка водки пустая.
На магнитофоне запись рассказа Григорьева о том, что плесень ничто не может остановить, муа-ха-ха. Ладн, без муа-ха-ха.
Григорьев очнеь хочет уничтожить станцию вместе с плесенью, но боится, что поздно.
Защитные костюмы испорчены, наружу выбраться в 200 градусов чтоб найти Григорьева и отобрать ключ-карту от лифта не в чем. Анна собирается выбираться за ключом. Без костюма. КГБ-шник говорит, что пойдет он. Потому что он почти Брюс Уиллис и настоящий мужчина. (нет, не спрашивайте, с чего они взяли что где-то там в этой самой наруже они смогут найти Григорьева с ключом от лифта. Просто потому что).
Когда проходит обещанные КГБ-шником пять минут, он не возвращается. И вот Анна сама кидается в пекло, чтобы найти ключ. И дальше очень трагический эпизод, разумеется,в слоу-мо, как она бредет, пошатываясь в 200 градусах жары, находит на мосту тело КГБ-шника с ключ-картой, и потом бредет обратно.
Заходит она с ключом внутрь — и тут неЛапенко наставляет на нее и инженера Николая автомат, чтобы отобрать ключ, подняться самому наверх и стать гениальным ученым, захапав открытие. Вот тут действительно муа-ха-ха.
НеЛапенко с ключом и инженер с Анной поднимаются на лифте чуть выше. На тот уровень, где оставили погибших. Из коридора доносятся стоны и вопли.
И тут мы видим наконец главную героиню триллера — плесень. Она собралась себе все ошметки тел в кучу, ими ползает и ими же орет.
Возможно, она орет ВЫПУСТИТЕ МЕНЯ ИЗ ЭТОГО ФИЛЬМА, но дикция ей досталась от российских актеров, поэтому выходит неразборчиво.
Да, а ребра трупов у нее заместо зубов.
Эта сцена снята в лучших традициях престольной "Битвы за Винтерфелл" — практически в кромешной тьме, посему в подробностях это рассмотреть не получается. Наверное, даже спасибо.
Плесень быстренько сжирает неЛапенко вместе с ключом, Анна убегает по коридорам. прячется за стол. А плесень бредет за ней. Чем-то этот ком из трупов напоминает монстров из "Сайлент-Хилла", кстати.
Тут вдруг Анна вспоминает, что плесень теплолюбивая. Кидается к холодильнику, раздевается до майки с трусами, чтоб мы все вспомнили Рипли, и, зажав нож в зубах, окатывает себя ледяной водой из ведра с шампанским.
Трюк срабатывает, плесень ее не чует, так что Анна забирается под плесень и снимает с остатков не-Лапенко ключ от лифта. Плесень страшно орет всеми башками.
Анна тащит раненного инженера в лифт, а плесень ползет за ними. Очень, надо сказать, быстро ползет. Потому что когда инженер и Анна забираются в лифт, плесень уже сует за ними свои клешни в лучших традициях франшизы "Чужие".
Лифт едет наверх... И вдруг Анна обнаруживает в лифте за углом. разложившегося практически на плесень и липовый мед Сергея. Да, за углом. Для саспенсу не пожалели в лифте сделать колонну, чтобы Сергею было где прятаться.
Эпидемиолог Анна понимает, что в таком виде они никуда не едут, так как Сергей весь сочится спорами, и жмет на тормоз лифта. Инженер протестует, он лично желает выбраться. Так что они с Анной устраивают драку. Инженер почти уже додушил Анну, но тут наш доблестный, пусть и заплесневевший десантник, собравшись с остатком сил перерезает инженеру горло.
Анна нежно целует заплесневевшие губы любимого Сергея (да они полюбили друг друга незаметно для зрителя) и изнывая от плесени внутри, по заветам Григорьева пытается три раза неверно ввести код. Ну чтобы лифт рухну вместе с ними и плесенью.
Но увы, не успевает, она уже теряет сознание, когда лифт приезжает на поверхность, и ее выносят из лифта солдаты.
Уже в машине Анна умудряется выхватить у одного из них гранату, выбирается наружу и пытается взорвать себя, чтобы, наверное, с гарантией заразить всю толпу вокруг. Удается ей это или нет мы не знаем - мы слышим только щелчок.
А дальше ура, титры!
Подытожим.
В целом, попытка в фильм ужасов почти удалась: достаточно убрать хотя бы часть чуши из сценария. Ну, например, хотя бы эпизоды с несоблюдением техники безопасности - просто вписав, что плесень на все маски и костюмы срать хотела. Уже смотрелось бы по-другому.
И, разумеется, беря в актерский состав - особенно на главные роли - актрис и актеров, которые умеют играть. Такие есть, правда-правда.