Аджимушкайские каменоломни - это историческое место сопротивления советских воинских соединений во время Великой Отечественной Войны. В мае 1942 года, после захвата Керчи и отступления Крымского фронта, каменоломни стали укрытием для оставшихся солдат. В условиях полного окружения, без света, свежего воздуха и тепла, гарнизон на протяжении 170 дней удерживал оборону и совершал контратаки.
Подземный гарнизон стал символом мужества и стойкости, вопреки острым нехваткам еды, воды и медикаментов. В настоящее время на месте подвига советских солдат находится музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен, расположенный в городе-герое Керчи. Он является одним из самых посещаемых музеев в Крыму и представляет экспозиции, посвященные истории подземного сопротивления советских воинских соединений во время Великой Отечественной Войны.
Аджимушкайские каменоломни
Аджимушкайские каменоломни находятся в древнем крымском поселке Аджимушкай, который в настоящее время входит в состав города Керчь. Здесь на протяжении многих веков добывался камень ракушечник для строительства, сначала открытым способом, а затем подземным, что привело к образованию множества подземных катакомб с множеством входов, которые местные жители называют "Скалой".
В период Гражданской войны в каменоломнях прятались красные партизаны от белогвардейцев. Во время Великой Отечественной войны каменоломни использовались советскими войсками как бомбоубежище и место хранения документов, казенных денег, а также размещения госпиталей и армейских складов.
Во время операции по захвату Крыма "Охота на дроф" в 1942 году немцы завладели Керчью 15 мая, а каменоломни стали естественной преградой на пути к Керченскому проливу. В результате эвакуации советских войск на Таманский полуостров в Центральных Аджимушкайских каменоломнях остались остатки войск, прикрывавших отступление и переправу Красной Армии под командованием полковника П. М. Ягунова - более 10 тыс. человек, включая евреев, семьи партийных командиров и партизан.
Каменоломни в настоящее время разделяются на две части - Малые и Центральные (Большие) - которые не соединены друг с другом и находятся на расстоянии примерно 300 метров. В Малых каменоломнях в начале нахождения было около 2 тыс. человек, включая военнослужащих, которые не сумели выбраться из окружения. Всего в каменоломнях находилось более 20 тыс. военных.
Газовая атака
25 мая 1942 года специальная команда СС, прибывшая из Берлина, совершила первую внезапную газовую атаку в каменоломнях. Использовались газодымовые шашки, которые были брошены во входы на протяжении нескольких часов. В результате недостатка свежего воздуха газ приводил к смертельному удушью.
После этой газовой атаки количество людей в каменоломнях сильно уменьшилось. В Центральных каменоломнях осталось не более 3 тысяч человек. К этому времени гражданское население уже покинуло каменоломни. Выжившие, которые выбежали на поверхность, чтобы спастись от газа, были захвачены в плен. Тех, кто погиб на поверхности, немцы хоронили в братской могиле. Погибшие в каменоломнях были также похоронены здесь же, и только на территории одного батальона было зафиксировано 824 погибших, согласно дневнику Александра Трофименко.
Переданная радиограмма в эфир после газовой атаки:
«Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны города Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!»
К последующим гитлеровским газовым атакам аджимушкайцы были уже подготовлены. Из камня-ракушечника строились стены, зазоры затыкались подручными средствами. Здесь военные успешно прятались от газа.
Жажда
Первой проблемой, с которой столкнулись обитатели каменоломен, была нехватка воды. Колодец, расположенный всего в нескольких метрах от входа, был простреливаем немцами, поэтому воду приходилось добывать с боем, за ведро воды приходилось заплатить ведром крови. 21 мая 1942 года медсестра Мария Молчанова отправилась за водой для раненых в колодец и успела принести 7 ведер, так как немцы не стреляли по ней. Однако при попытке принести восьмое ведро она была тяжело ранена и умерла 23 мая.
Мария Молчанова оставила за собой троих маленьких детей, а в ее честь были названы улица и переулок в поселке Аджимушкае. О ее подвиге была написана повесть Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов», по мотивам которой был снят фильм «Сошедшие с небес» (1986 г.). В этом фильме медсестру Машу сыграла Вера Глаголева.
В дневнике младшего лейтенанта Александра Трофименко, который был найден в Центральных каменоломнях, также была зафиксирована эта история.
16 мая. Немцы окружили со всех сторон наши катакомбы. В церкви огневая точка, пулеметы, автоматы. Большая часть домов в Аджимушкае захвачена немцами, и почти в каждом расположились автоматчики. Становится затруднительно движение на дворе. Трудно добираться за водой…
20 мая. Насчет воды дело ухудшилось совершенно. Гражданское население находится от нас недалеко. Мы разделены недавно сделанной стеной, но я все-таки проведываю их и часто интересуюсь настроением. Плохо дело.
Вот воды хотя бы по сто граммов, жить бы еще можно, но дети, бедные, плачут, не дают покоя. Да и сами тоже не можем: во рту пересохло, кушать без воды не сготовишь. Кто чем мог, тем и делился. Детей поили с фляг по глотку, давали свои пайки сухарей…
3 июля. Что же получилось с колодцем? Фрицы его сначала забросали досками, колесами с повозок, а сверху большими камнями и песком. В глубине он был свободен и можно было брать воду. Трубилин уверенно дошел до колодца подземным ходом в течение 36 часов своей упорной работы, пробил дырку в колодце, обнаружил, что воду можно брать, тихонько набрал ведро воды, и впервые пил сам со своими рабочими, а потом незаметно принес в штаб нашего батальона.
Вода, вода. Стучат кружками. Пьют. Я тоже туда. Капитан подал мне полную кружку холодной чистой воды, шепотом сказал:
— Пей, это уже наша вода.
Не знаю, как я ее пил, но мне кажется, что там как будто ее и не было. К утру вода уже была и в госпитале, где давали по 200 г. Сколько радости — вода, вода! 15 дней без воды, а теперь хотя пока и недостаточно, но есть вода…
В каменоломнях не было доступа к колодцам для воды, поэтому единственным способом получить воду было собирать ее с потолка и стен по каплям. Однако в Центральных каменоломнях было вырыто два колодца, в то время как в Малых каменоломнях попытки выкопать колодец не увенчались успехом из-за отсутствия воды.
Вопрос о наличии колодца был критически важен для подземного гарнизона, и его местоположение тщательно охранялось. Количество воды и ее расход строго контролировались в письменной форме. Чтобы избежать риска заваления колодца взрывом, его подпирали мощные каменные стенки.
Финал
Аджимушкайская оборона закончилась трагически. К осени 1942 года у подземного гарнизона оставалось очень мало сил, и надежд на спасение не было. Последний бой аджимушкайцев произошел 30 октября 1942 года, когда каменоломни были полностью захвачены гитлеровцами. Немногие выжившие попали в немецкий плен, и только единицы из них смогли пережить его и дождаться Победы. Бурмин Г.М. и батальонный комиссар Парахин И.П. были замучены в концлагере. Аджимушкайские каменоломни стали последним местом в Крыму, которое оказывало сопротивление оккупантам. Освобождение Керчи произошло только 11 апреля 1944 года, а полное освобождение Крыма от войск вермахта - 12 мая 1944 года.
Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен
Каждый, кто посещает Аджимушкай и спускается в каменоломни, не может остаться равнодушным к мужеству подземного гарнизона. Их подвиг вызывает восхищение и вдохновляет. В 1966 году был создан музей в Аджимушкайских каменоломнях, который открылся для посетителей в мае 1967 года. Он является частью Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и является самым посещаемым музеем Керчи.
К 40-летию обороны Аджимушкая в 1982 году был создан мемориальный комплекс "Героям Аджимушкая", который является входом в музей. Многие люди посещают Аджимушкай, чтобы спуститься в подземные каменоломни. Но стоит помнить, что без экскурсовода самостоятельно ходить по каменоломням опасно.
Хотя германская армия относилась к подземной крепости, как к укрепрайону, и к бойцам не относилась, как к партизанам, а как к обычным военным, для советского руководства подземный гарнизон был партизанами. Поселок Аджи-Мушкай был переименован в Партизаны в 1948 году, а затем стал микрорайоном Керчи, вернув себе свое историческое название.
Несмотря на то, что подвиг подземного гарнизона Аджимушкай не был оценен в Министерстве обороны СССР, и ни один из его участников не получил звание Героя Советского Союза, даже самые яркие участники, такие как командир гарнизона Ягунов П.М., комиссар гарнизона Парахин И.П., Бурмин Г.М., несмотря на письма общественности, Аджимушкайские каменоломни заслуживают высокого воинского звания и, возможно, когда-нибудь станут крепостью-героем, как Брестская крепость.