Найти тему

Тайна Руины Царского Села

Альтернативщики очень любят произведения иностранных художников, которые, якобы, раскрывают правду о проходивших работах по восстановлению из руин древнего города на берегах Невы.

Давайте разберемся, можно ли доверять иностранным источникам того времени?

Перед вами картина французского художника Юбера Робера. На ней изображены руины одной из достопримечательностей Царского Села.

Юбер Робер «Башня-руина в Царском Селе» 1783 г.
Юбер Робер «Башня-руина в Царском Селе» 1783 г.

Кратко об этом художнике и сооружении, которое он запечатлел:

Юбер Робер – живописец-пейзажист французского неоклассицизма, романист, стал известен картинами с изображениями античных руин, за что получил соответствующее прозвище «Робер из Руин».

Юбер написал картину, внимание, не посещая Россию! Ещё и подписал её на русском. Рисовать Россию по чьим-то рассказам или используя за основу чужие работы было распространенным явлением в Европе тех лет.

Граф Александр Строганов, восхищенный работами Юбера, передал ему зарисовку сооружения и надпись на русском, как надо подписать картину. Нарисовать художник должен был башню, да не простую, а руины.

Поздняя копия с чертежа придворного архитектора И. Неелова, 1779 г.
Поздняя копия с чертежа придворного архитектора И. Неелова, 1779 г.

Руина (Башня-руина) – мемориал посвященный победе в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, задуман как остатки турецкой крепости с башней и частью крепостной стены с аркой. Памятник был искусственно состарен, имитируя старинную постройку.

Это не единственный мемориал посвященный победе в русско-турецкой войне в Царском селе, их несколько и все они необычные.

Художник-руинист справился на отлично, точнее даже чуток перестарался. Как настоящий человек искусства он приукрасил, ярче выразил "руинность" сооружения на холсте.

Картину видела Императрица Екатерина II, она была довольна мастерством француза, но иронично отметила:

Если бы Робер приехал сюда, он нашел бы достойные изображения виды, так как все Царское Село — огромное собрание красивейших пейзажей [...] Поскольку этот художник больше всего любит писать руины и поскольку теперь он имеет их такое количество перед глазами, он вполне прав, оставаясь в стране развалин".

Екатерина намекала на случившуюся тогда во Франции революцию.

Ниже более поздняя работа нашего художника Ивана Бельского, она больше похожа на чертеж 1779 года. Картину называют вольной копией картины руиниста Робера. Но не всё так просто.

Иван Бельский. «Гатчинские ворота и Руина в Царском Селе». 1788. На картине Бельского на башне, на смотровой площадке, без опаски свалиться, прогуливаются дама в пышном платье с кавалером.
Иван Бельский. «Гатчинские ворота и Руина в Царском Селе». 1788. На картине Бельского на башне, на смотровой площадке, без опаски свалиться, прогуливаются дама в пышном платье с кавалером.

Сооружение было расписано по штукатурке под руины художником Алексеем Бельским, который является младшим братом Ивана Бельского (династия художников). На картине Ивана скорее всего запечатлена работа брата.

Алексей Бельский тоже пробовал писать картины в стиле руинизма, но прославился больше росписью стен, панно, писал образы для церквей. Неудивительно, что работы по состариванию монумента поручили именно Алексею Бельскому.

Еще одна картина 19 века, здесь башня действительно другая, как будто восстановленная... Просто штукатурка с росписью осыпалась.

Иванов Иван 19 век
Иванов Иван 19 век

Памятник пострадал во время войны, ниже современный вид после реставрации. Как и в царские времена сооружение продолжает выполнять функцию смотровой площадки.

Дешевая реставрация. Обратите внимание, башня из красного кирпича. Древнее сооружение было бы, например, из местного известняка.
Дешевая реставрация. Обратите внимание, башня из красного кирпича. Древнее сооружение было бы, например, из местного известняка.

Пример с Робером особый. Художнику заказали написать вслепую картину сооружения, которое и в жизни, по задумке, должно было выглядеть как руины. Вероятно поэтому Строганов заказал картину именно "Роберу из руин".

Возвращаясь к альтернативной истории, вопрос адептам: куда делись руины всей крепости? Фундамент? Как так идеально смогла сохраниться столь малая часть? И главный вопрос: почему античная башня из красного кирпича?