Найти тему
Дина Гаврилова

Мачеха. Глава 102. Июль попрощался с нами

Ася горевала недолго из-за провала по математике. Наоборот, она ликовала. Какой неожиданный поворот! Какое счастье! Теперь она сможет наслаждаться домашними горячими обедами, ходить в школу, а потом возвращаться домой и засыпать на своей кровати, как нормальные дети. Она всегда с завистью провожала взглядом городских девочек из соседней школы, которых после уроков ждала любимая мама с горячим обедом, тёплой постелью и сказкой на ночь.

Друзья, напишите, сталкивались ли вы с таким явлением, как героиня Ася?
Видели ли вы покойных близких? Вступали ли в разговор? При каких обстоятельствах к вам приходили ушедшие люди?

Восемь лет Ася провела в спальне на двадцать персон, по утрам её будили воспитатели, а вечерами перед сном читали сказки. Немножко свербило в душе, что не оправдала надежд Табрика Саматовича, но Ася старательно заглушала угрызения совести.

- Не хотела бы я учиться с типами, которые забросили мне кирпич в комнату, - уверяла она маму. – Это же не математики, а разбойники какие-то!

-Всё к лучшему, доченька. Пойдёшь в школу.

- Вот Даша точно знала, что хочет стать технологом швейного производства и сбежала тайком поступать в техникум против твоей воли. А мне математика не так уж сильно нравится. Лучше я пойду в адвокаты.

-Очень хорошо. Адвокаты нам нужны, -смеялась мама.

-А ты правда рада, что я буду учиться в совхозе? - Ася пристально вглядывалась в лицо мамы, пытаясь понять, что она думает на самом деле.

-Очень рада.

Ася воспряла. По блеску глаз, ласковой интонации, она понимала, что мама и вправду довольна. Теперь, когда родители точно решили переезжать в Пешково, Ася с нетерпением ждала, когда мама повезёт её в город. Закажет ей, как и старшим сёстрам красивые вещи в ателье, купит новое пальто. Обязательно зелёное. Это будет как признание, что она уже взрослая, как первый бал Наташи Ростовой. Ася уже мысленно примеряла это пальто перед зеркалом, мечтала, пройтись в нём как взрослая девушка. Ещё она очень хотела девичьи сапожки, чтобы по ноге. В магазинах, конечно, таких сапожек не продавали, и где их достают другие, она представления не имела.

Как-то в восьмом классе Марина после каникул вернулась из Уфы в таких вот облегающих блестящих сапогах и каких-то невероятных нарядах. Все девчонки тогда перемерили эти чудные вещи. Асе, конечно, чулки-сапоги оказались велики, так же, как и трикотиновое платье с райскими птицами и экзотическими фруктами. Потом в интернат нагрянула взрослая сестра Марины, состоялось некрасивое принародное разбирательство. Марина, краснея у доски, призналась, что без разрешения сестры увезла её одежду.

Асе повезло с сёстрами. Инна и Даша в интернате опекали младшую сестрёнку, отстирывали и отпаривали белые воротнички и манжеты, гладили форму, делились своими небольшими сбережениями, когда у малышки пропадали школьные принадлежности, у неё частенько отбирали, крали или ломали ручки, пасты, карандаши. Ася знала- сёстры всегда придут на помощь, защитят, разберутся с обидчиками. Даша и сейчас не забывает про младшую сестрёнку- шьёт ей модные и оригинальные изделия, вяжет шапочки и кофточки, даже сумочки мастерит, которых больше ни у кого нет.

Но великий переезд семьи перепутал все карты, родители застряли безвылазно в Щелканово, а дома хозяйничала бабушка. Ася помогала бабушке и командовала младшими братиками. Они работали все вместе: с удовольствием носили маленькими ведёрками воду из колодца, пололи огород, окучивали картошку. Вечерами встречали барашков из табуна.

-Бар-бар-бар!-громко кричали мальчишки.

-Мэ-мэ!- радостно отзывались овцы, завидев хозяев с вкусным лакомством в руках.

Они тыкались мокрыми носами в ладошки и, вздёргивая верхнюю губу, зубами хватали хлеб.

-Ой, щекотно!- счастливо хохотал Антошка, кроша горбушку хлеба.

В свободное время Ася читала книжки, строчила письма артековским подружкам, с которыми поддерживала связь. Ленинградские подружки Лена и Алла учились в английской школе, они писали, что идут в девятый класс. Для Аси это был своеобразный сигнал, что и она выбрала правильную дорогу. После десятилетки больше возможностей!

Андрей Андреевич Мыльников
Андрей Андреевич Мыльников

Ни один день Аси не проходил без подружки Вари. С ней они успевали и на речку сбегать попасти гусят, и в лес сходить и помечтать. Мечтать и фантазировать девочки любили.

Варя окончила восьмилетку в Пешково. Она превратилась в красивую девушку. Густые волосы пепельного цвета, необычные глаза зелёного цвета, губы, зубы, всё вызывало восхищение и восторг. Варя носила на шее кулон с фотографией мальчика из десятого класса. Она бесконечно рассказывала подружке о его талантах, рассказывала о своих одноклассниках. Ася внимательно слушала, ведь совсем скоро она их всех увидит и даже будет с ними учиться.

Изредка приезжали родители на мотоцикле после дойки. Первым делом мама обходила огороды, заглядывала в сарай. Куры и гуси, оживлённо хлопая крыльями, кудахтали и гоготали, будто здороваясь с хозяйкой. Овцы тоже подавали голос. Завидев Егора, радостнее всех прыгал и громче всех лаял Барсик, он показывал Егору, как хорошо он несёт службу.

-Все ли живы-здоровы? - спрашивала Еля.

Ася, видя её озабоченное лицо, не смела спросить, когда они поедут на базар покупать ей к школе новые вещи.

-Слава господи мы-то, здоровы, -бодро отвечала бабушка.- А соседку Варвару увезли в больницу. Упала на летней кухне. Картошку чистила. Так и нашли на полу с ножом в руках. Сегодня видела её невестку, говорит, что вроде как оклемалась.

-Ани, (свекровь, чув.,)как ты справляешься? Устаёшь, небось, со скотиной?

- Справляемся с божьей помощью. С такими помощниками не пропадёшь. Митенька и Антошка помогают Асе чистить сарай. Митенька так заправски орудует лопатой, так ловко нагружает тачку, ни одна крошка не упадёт с лопаты, -говорила Мария, с умилением поглаживая Митеньку по голове.

Еля понимала, что свекрови тяжело, но была ей очень благодарна, что она не жалуется, не ноет, а наоборот поддерживает, как может.

-Сами как там? Тяжело доить без привычки?

Еля жаловаться не привыкла. По правде сказать, она с трудом выдержала первую неделю. Это были долгие-долгие дни, полные непосильной работы, опухшие с непривычки руки и негнущиеся пальцы. Каждый день она меняла группу. Только начнёшь различать коров по нраву, только приноровишься к ним, как берёшь новую группу. И опять всё сначала. Новые коровы со своим норовом, и ты опять стараешься-тужишься. Помощь пришла откуда она не ждала. Юрик приехал с отцом и вызвался ей помогать. Юрик шустро носился между молокоблоком и фермой, приносил тёплую воду, напевая что-то весёлое, подвязывал хвосты и подмывал коровам вымя, относил вёдра с молоком в молочный блок. Его радостный вид и звонкий голос удваивали силы Ели. Между делом сынок заговаривал с доярками, шутил с ними. Женщинам пришёлся по нраву этот шустрый мальчишка, не боявшийся женской работы. В его лице, манерах, улыбке Еля видела Фёдора. Потом приехала Инна. Она, конечно, хотела летом заработать денег на заводе, но Еля попросила старшую дочь помочь. Инна поднималась утром вместе с ней, Еля сажала её под спокойных коров с мягкими сосками, чтобы не так уставали руки. Через неделю и Люда пришла на помощь. Теперь ей стала в четыре раза легче.

-Привыкаю. Инна молодец! Ей можно любую работу доверять, - сказала Еля. - Люда помогает сильно. Юрик тоже ходит с нами на дойку. Без них я бы не справилась.

Ася слушала с какой гордостью говорит мама о сёстрах и думала, а почему её никогда не хвалят. Она изо всех сил старалась удивить маму, показать, какая она умница, как хорошо учится, бежала к ней со всех ног с благодарностями, Похвальными грамотами, но мама обычно говорила коротенько «молодец». Этого Асе было мало. Ей хотелось, чтобы мама похвалила её при сёстрах и тоже сказала, какая Ася молодчина, как хорошо она учится. Хотя пятёрками в их семье удивить было трудно, все дети учились хорошо. Точно так же мама не ругала её за косяки. Даже когда она сбежала с интерната, мама только посмотрела укоризненно и спросила:

-Доченька, что ж ты делаешь?

-Я не хочу здесь больше учиться, - ответила Ася.

Маму она ревновала ко всем. Младшей дочери казалось, что мама больше всех любит Люду. Говорит с ней ласково и как-то по-особенному слушает её. Первый раз такую сильную ревность восьмилетняя Ася испытала, когда к ним пришёл жить Егор. Второклассница вернулась из интерната, но увидев маму с Егором, спряталась за угол. Мама что-то тихо говорила Егору. Ася страшно возмутилась про себя: «Почему она с ним так мягко говорит?! Почему так ласково смотрит?! Как она смеет!»

…Восьмилетняя Ася иногда думала о смерти. Когда она сильно заболела, её навестил покойный папа. Он переступил порог кухни, и стоя у печи, издали ласково смотрел на лежащую в бреду младшую дочку.

яндекс картинка
яндекс картинка

В другой раз он неожиданно явился, когда она нянчилась с Митенькой. Он пришёл со стороны Каминке, как раньше обычно приходил с работы. Показывая на мальца, играющего в песочнице, полюбопытствовал:

-Что это за мальчик?

-Это Митенька.

-Какой ещё Митенька?

- А на-а-ша мама за-а-муж вышла, -выдала младшая дочка, нарочито растягивая слова.

Её давно мучили ревность и обида на маму. Пожаловавшись родному папе, она даже почувствовала какое- то облегчение.

-Замуж?!

-Она вышла замуж и родила нового ребёнка…

Новый ребёнок со временем превратился в милейшего мальчишечку с густыми светлыми волосами и мелкими конопушками на носу, которого Ася очень любила. Ася даже представить себе не могла, чтобы в их семье не было Митеньки и Антошки.

Предыдущая глава

ЧИТАТЬ С НАЧАЛА

ТЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ (НАЧАЛО)

ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

продолжение