Я никогда не была в Крыму –не было попутчиков, а одной ехать в незнакомое место не хотелось.
Я –человек трусливый, люблю предсказуемость, поэтому всё продумываю заранее: как буду добираться, с кем и где жить, куда ездить на экскурсии –планирую посуточно.
Вот и первая поездка в Крым просчитывалась загодя. Две мои подруги –Инна и Люда –ездили туда часто – весной или летом. В тот год отпуск у них был в конце сентября. Осень, так осень. Мне тоже было удобно в этот время: не люблю толпы людей на экскурсиях, на пляжах, в гостевых домах. Одно огорчало –не удалось взять билет на общий с девчонками рейс, а следующий самолёт –был только через неделю. Получалось, что присоединюсь я к подругам с опозданием на семь дней, уже в начале октября, а уеду – на пять дней позже них. Оставалось распланировать –чем я буду заниматься в одиночестве.
Созвонилась с однокурсницей из Крыма, Галей, договорилась о том, что поживу пару дней у неё в Массандре, а потом вместе рванём в Севастополь.
Просчитала, как мне думалось, всё. Всё, да не всё. Без приключений не обошлось.
Прилетела в Симферополь, добралась до Феодосии, где девчонки сняли жильё – и сразу купаться. Погода –прекрасная! Чтобы такая жара стояла в октябре, даже для Крыма –редкость – двадцать пять градусов. Несколько дней купались, бродили по набережной, танцевали на ночных дискотеках, часами восторгались бегущей и смотрящей только на тебя знаменитой лунной дорожкой на картинах Айвазовского в местном музее, ездили в Керчь, побродили по Пантикапею, забрались на Митридат, полюбовались на Крымский мост –впечатлений столько же, сколько воды в Чёрном море!
Но октябрь есть октябрь: погода начала портиться. Решили с девочками переместиться в Ялту и посмотреть то, что успеем, в её окрестностях. До отъезда Инны с Людмилой оставалось три дня.
После степных Феодосии и Керчи Ялта, да и всё побережье Южного Берега Крыма –другой мир! Горы, незнакомые деревья, виноградники и море –бесконечное, изумрудное, уходящее прямо в небо, растворяющееся и сливающееся с ним там, наверху, в светлой аквамариновой невесомости.
Дворцы, Ай-Петри, Ласточкино гнездо, Никитский ботанический сад –творения природы и человеческих рук, трепетно и с любовью обрамляющих то, что создано Творцом. Волшебная крымская земля! Ей одинаково к лицу и каменные дворцы двухсотлетней давности, и стеклянные постройки нынешнего столетия, и вековые сосны с елями, и бамбуковая роща, и тысячелетние –фисташковое дерево и маслина.
Что такое три дня? Это много и мало. Так много нового я ещё никогда не видела; мысли, чувства, новые знания переполнили меня: было много ответов, но и не меньше вопросов. Я понимала, что даже того, что я уже узнала о Крыме и написала в качестве вопросов-заметок, хватит мне, как минимум на год: рыться в поисках информации, читать, смотреть, и снова читать, и снова искать. Мало –потому что не везде смогла побывать. По-хорошему –ещё бы пару дней побыть в Ялте, но тогда совсем не останется времени на Севастополь. Остаться или поехать?
Видимо, там, наверху почувствовали мои сомнения и решили всё за меня. Жёстко решили.
У меня оставалось пять дней. В день отъезда Инны с Людмилой, я созвонилась с Галей. По её голосу я поняла –что-то неладно. Так и есть. Галя отказала мне в жилье: не вчера, не позавчера, не за месяц, не полгода назад, а сегодня, когда я должна была к ней переехать.
Конечно, октябрь –не июль и не август, проблем с квартирами нет, но ведь любое жильё нужно бронировать заранее, тем более, в незнакомом городе. Я расстроилась так сильно, что ничего не соображала. Все планы полетели «кошке под хвост», как говаривала моя бабушка.
Девчонки сначала растерялись, потом стали успокаивать меня и придумывать варианты. Я ничего не слышала из того, что они говорили–стояла, как истукан. Выговорившись, Инна с Людмилой примолкли и начали теребить меня.
Для начала я разревелась, что было уже неплохо: всё же напряжение понемногу отпускало, и первая мысль, которая пришла в голову –надо ехать. В Севастополь. Пусть будет, как будет, раз все прежние планы разрушились. Успокоилась, побросала вещи в чемодан, попрощалась с девочками и побежала на автостанцию.
Билеты в кассе были. Вся дорога от Ялты до Севастополя – как во сне –ничего не помню. Меня разморило: я засыпала, просыпалась, смотрела в окно на море, горы, лес, снова засыпала и снова просыпалась…
Ехала в никуда. Впервые в жизни! Меня там никто не ждал. Но, почему-то, внутри было такое спокойствие! Я знала –всё будет хорошо, меня ждёт Севастополь.
И он действительно ждал. Я вышла на автостанции в шесть часов вечера и медленно пошла. Куда? Наверное, к выходу. Просто пошла и всё. Ещё немного и начнёт темнеть, а мне некуда идти. И вдруг я вижу прямо перед выходом из автовокзала одну единственную женщину. У неё в руках табличка – «Жильё». Не сворачивая, иду к ней. Подхожу и спрашиваю:
–Вы, случайно, не меня ждёте?
–Случайно, вас, –насмешливо прищуривается она.
Второй раз за этот день у меня возникло желание разреветься. На этот раз –от радости. А ещё я почувствовала, как напряжение, которое накрывало моё тело, мысли, чувства, словно каменным плащом, вдруг рассыпалось и свалилось с меня. Мне стало легко и радостно. Я, словно маленький потерявшийся ребёнок, которого внезапно нашла мама, побежала за этой женщиной на троллейбусную остановку.
Елена. Так звали эту волшебницу, спасшую мой отпуск. Елена, улыбаясь, щебетала о чём-то все пять остановок до квартиры. Я почти ничего не слышала, уставшая от этого напряжённо-счастливого дня. Я даже не поняла, что её квартира находится в самом центре Севастополя, в одной остановке от Графской пристани. У меня не было сил радоваться такой огромной удаче. У меня оставались силы добраться до кровати.
А ведь мне нужны силы! Севастополь, прости меня, я смогу увидеться с тобой завтра, и у нас с тобой будет целых пять дней!
«Пять счастливых дней в Севастополе, –засыпая, думала я. –Как хорошо, что я не испугалась в одиночку сюда приехать. И спасибо, Господи, что всё сложилось именно так! Спасибо Гале, что отказала в жилье, спасибо мне, что не испугалась ехать в чужой город одна, спасибо Елене, что стояла допоздна на автостанции и дождалась меня, спасибо за квартиру в центре города, спасибо…»