Найти тему
Сергей Курий

«Криминальное чтиво»: трек за треком — 3: «Jungle Boogie», «Strawberry Letter 23»

Прошлый раз мы разобрали первый трек «Криминального чтива» под названием «Misirlou». Как вы, наверное, помните это яростная гитарная композиция врывается в фильм сразу после выкрика грабителей: «Everybody be cool, this is a robbery!» и звучит на фоне титров. Впрочем титры всё ещё идут по экрану, когда «Misirlou» сменяет вторая композиция под названием «Jungle Boogie».

Она буквально прорывается сквозь радиопомехи — будто кто-то настраивает волну «Ностальгия по 1970-м» (сей приём Тарантино использовал ещё в «Бешеных псах»). По окончании титров мы видим, что песня и в самом деле доносится из автоприёмника машины, на которой едут два наёмных убийцы — Винсент (Джон Траволта) и Джулс (Сэмюэль Джексон), беседуя об особенностях национального фастфуда.

Сингл с «Jungle Boogie» записала и выпустила в 1973 году чернокожая американская группа KOOL & the GANG. В 1974-м он стал большим клубным хитом и добрался до 4-го места американского хит-парада. Это была типичная запись в стиле фанк — с монотонным духовым риффом и громкими воплями (в числе которых можно услышать и «крик Тарзана»).

-2

Интересно, что эффектный низкий голос на этом треке принадлежал дорожному менеджеру группы — Дональду Бойсу. Он так мастерски «укал» и хрипел, что его привлекали к записи синглов ещё не раз.

Как это часто бывает с танцевальными песнями, смысла в тексте «Jungle Boogie» немного. Нас просто призывают «встряхнуться, падать, вставать» — одним словом, делать «Буги Джуглей». Недаром в одном из выпусков «Маппет-шоу» над содержанием песни изрядно поглумились, заставив одного из героев... читать его с листа!

Зато песня звучала весьма энергично и придавала героям «Чтива» определённый налёт крутизны.

А вот песня под загадочным названием «Strawberry Letter 23» («Клубничное письмо №23») — наверное, самая незаметная во всём саундтреке «Криминального Чтива». Во-первых, потому, что она звучит всего несколько секунд, когда Винсент и Джулс идут по коридору дома. Во-вторых, потому, что именно в этот момент киллеры ведут увлекательную беседу на тему — стоит ли выбрасывать человека в окно, если он всего лишь сделал массаж ступни твоей жене?

-3

Зачем Тарантино вообще включил песню в фильм в столь урезанном виде и какую роль она там играет, лично мне, до сих пор неясно. Не случайно в официальное издание саундтрека «Strawberry Letter 23» поначалу не вошла и была включена лишь в переиздание 2002 года. Но, видимо, уж сильно она Квентину нравилась — иначе зачем бы он стал использовать песню ещё раз — в фильме «Джеки Браун»?

«Клубничное письмо» было написано и впервые исполнено американским музыкантом Шагги Отисом. Несмотря на то, что Отис был чернокожим, песню нельзя отнести к таким «чёрным» стилям, как ритм-энд-блюз, фанк или соул. И по тексту, и по музыке — это типичная психоделия.
Описывая чувства влюблённых, Отис не скупится на странные образы и яркие краски:
«Радуга и водопад струятся в твоей голове…», «Громкое эхо голубого цвета… исходит из вишнёвого облака…». Под стать тексту и музыка — прежде всего, инструментальная часть с размытыми звуками и прямо-таки переливающимся гитарным соло.

Песня вошла в альбом Отиса «Freedom Flight» (1971), но синглом выпущена не была. И зря. В 1977 году за песню взялся коллектив The BROTHERS JOHNSON под руководством знаменитого продюсера Куинси Джонса (того самого, что приложил руку к «Триллеру» Майкла Джексона). Именно эта версия и звучит в фильме Тарантино. Чернокожие братья обернули «Клубничное письмо» в более привычную для них упаковку ритм-энд-блюза, хотя гитарное соло Отиса сняли буквально один в один.

В 1977 году версия братьев Джонсонов вышла на сингле, добралась до 5-го места американского хит-парада и тут же породила у слушателей множество вопросов. Например, что курил (или клал на язык) её автор? Почему письмо «клубничное»? Может, этим ароматом была пропитана бумага письма? (По крайней мере, The BROTHERS JOHNSON действительно выпустили первую партию сингла на пахучем виниле и с пахучим конвертом.) И, наконец, почему песня называется «Клубничное письмо №23», а поётся в ней о «клубничном письме №22»?

Сам Шагги Отис божился, что ЛСД он вообще никогда не принимал, и никаких отсылок к наркотикам в песне нет. Мол, он просто описывал место, которое «не похоже на Землю» — некий мысленный «рай», где пребывают влюблённые. При этом им даже не нужно реально быть вместе, чтобы ощущать любовь друг к другу. Остальное Отис пояснил так:

«Когда я писал эту песню, я представлял девушку, вручающую парню любовное письмо в розовом конверте. Парень и девушка уже написали друг другу 22 письма. А 23-е, которое он пишет — это сама песня. И никаких там ароматов».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
(ссылки на все другие части цикла будут даны ниже)

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
- WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

См. также: