На верхней окраине огромной станицы Зеленчукской, что в Карачаево-Черкесии, слева от дороги видишь будто бы огромный стадион:
Это РАТАН-600, что означает "Радио-Астрономический Телескоп Академии Наук диаметром 600 метров". На самом деле - 576 метров, но и это, согласитесь, немало.
На чудо техники водят экскурсии, но не каждый день и по предварительной записи, следят за которой, впрочем, не то чтобы строго. Так, мы были записаны на 12, но приехав в 11:45, узнали от охранника, что группа уже ушла - и без вопросов помчались её догонять. Как выяснилось позже, за пару дней после моего звонка "наша" группа отказалась приезжать, зато появилась другая на полчаса раньше. За КПП и стелой аллея приводит к мастерским, лабораториям и полукруглой Гостинице - жилому и административному блоку.
Всего на РАТАНе занято 108 человек, и около 60% персонала обслуживают телескоп, а около 40% ведут с него наблюдения.
Думаю, не секрет, что фотон - лишь одна из разновидностей бесчисленных частиц, которые носятся по просторам Вселенной. Да, частица странная, даже почти и не частица и до какой-то степени волна, но всё же самое примечательное свойство фотона - в том, что его воспринимает человеческий глаз.
Множество других частиц и волн же глаз не воспринимает, а проносятся мимо и даже сквозь нас они миллиардами - вот и выходит, что даже имея возможность обозреть всю Вселенной, мы увидим лишь её малую часть. Это понимали и астрономы, научившие свои телескопы видеть то, что не видно самим.
В новостях регулярно мелькают орбитальный "Хэббл" и гелиоцентрический "Джеймс Уэбб", которые сканируют Вселенную в инфракрасном диапазоне. Ну а радиотелескоп, впервые сконструированный в 1931 году американским физиком Карлом Янски - по сути огромная параболическая антенна, радар, улавливающий излучения космических глубин. И кратер или глубокая долина, которая будет отсекать земные радиоизлучения, подходит такому телескопу явно больше, чем вершина горы.
Основные элементы радиотелескопа - огромное вогнутое зеркало и принимающая антенна над его центром. Чем больше зеркало - тем оно чувствительнее, но и тем труднее направлять его на нужные участки неба. И вот в 1950-х годах в США кому-то впервые пришла идея положить стационарное зеркало в кратер потухшего вулкана, а над ним смонтировать подвижную принимающая антенну. Так родился Аресибо - как бы не самый знаменитый на планете телескоп, в 1963 году заработавший на Пуэрто-Рико и демонтированный пару лет назад.
"Нашим ответом Аресибо", вероятно, Партия и видела РАТАН-600, ну а учёные и инженеры создали в 1966-76 годах радиотелескоп не просто вдвое крупнее, но и с совершенно другим устройством. Вот такой вид открывается с порога Гостиницы:
За воротами - кольцо тонких стен:
Это Круглый отражатель, состоящий из 895 алюминиевых плит размером 11,2 на 2 метра:
И способных поворачиваться с тремя степенями свободы:
Внутри кольца на 400 метров тянется Плоский отражатель из 124 плит:
По словам экскурсовода, изначально элементы отражателя переводились в ручном режиме: команда из 10 операторш обходила заданный участок телескопа, вручную задавая параметры на моторах. Позже то же самое стало делаться нажатием кнопки на ЭВМ, ну а сейчас телескоп полностью автоматический - элементы сами поворачиваются вслед за изучаемый объектом, как цветы за Солнцем.
Отражатели передают сигналы на вторичные зеркала, установленные на специальных приёмных кабинах:
Среди них выделяется кабина №6 с коническим зеркалом. Введенная в строй в 1985 году, это самый поздний элемент РАТАНа-600... и, как оказалось, самый бесполезный. Главный недостатком конструкции телескопа стало то, что два отражателя просто мешают друг другу: после работы Круглого отражателя плоский нуждался в долгой и сложной настройке.
В итоге Круглый отражатель отработал всего два полных цикла, а затем фактически распался: его северный и восточный сектора работают отдельно, западный брошен, а южный образовал систему с Плоским отражателям. Коническое зеркало же, созданное для работы со всем кольцом сразу, стало музеем РАТАНа-600 - в операторской теперь плакаты с историей телескопа, объектами его наблюдения и аналогами в других странах, а на башне - смотровая площадка:
Вид с неё завораживает. Второй по диаметру радиотелескоп (500м) FAST (или Тьяньян) на юге Китая пущен в 2016 году, а совсем уж гигантские проектируемые телескопы с площадью до 1 квадратного километра представляют собой поля относительно небольших антенн. Скорее всего, крупнейшим в мире РАТАН-600 и останется - дальше в этом направлении некуда и незачем расти:
Над Аресибо или Тьяньяном вторичные зеркала перемещаются по тросам, а в РАТАНе-600 - ездят по трёхрельсовым железнодорожным путям. Центр телескопа - поворотный круг, от которого расходятся 12 направлений:
Увы, не знаю, какая тут колея, но явно больше 1520мм:
Кабины РАТАНа-600 - пожалуй, самый необычный подвижной состав России:
Вот здесь можно понять причудливый бадминтон, в который элементы телескопа играют в попавшейся радиоволной: сперва она отражается от "стены", затем - от вторичного зеркала на платформе (которое у экскурсовода за спиной), и наконец попадает в "лунку" - вон те трубки приёмной аппаратуры.
Наблюдают отсюда за всем, что можно видеть в радиодиапазоне: днём в основном за Солнцем, а ночью - даже за дальними галактиками и квазарами. 30% наблюдательного времени отведено сотрудникам Академии Наук, 20% - зарубежным учёным, 50% - учёным из других организаций России. Заявки на проведение наблюдений подаются за годы: число желающих втрое превышает возможности телескопа.
А вот в каких условиях работают астрономы и операторы кабин:
Группа, к которой мы прибились, подошла в удачное время - кабина как раз готовилась перемещаться. Сотрудники отмерили нужное расстояние и установили блок:
Однако большей часть группы явно думала не о звёздах, а о холодном пиве, поэтому наблюдать сам процесс перемещения кабины остались только мы.
И экскурсовод, благодарная нам за живой интерес, повторно провела экскурсию уже специально для нас да ответила на все мои вопросы. Покидали РАТАН-600 мы с каким-то особым, очень приятным чувством, которое оставили не технические чудеса, а сама общность людей, глядящих в небо.