Найти в Дзене
Север неизвестный

Автор песни «По тундре, по железной дороге» никогда не бывал в Воркуте и не сидел в лагере

Оглавление

Песню «По тундре, по железной дороге» наверняка слышали большинство читателей, независимо от того, любят они шансон или нет. Песня из лагерного фольклора ушла в народ и со временем зазвучала в фильмах и звукозаписях.

Принято говорить, что из песни слов не выкинешь. Но если подойти к блатному эпосу о побеге воркутинских арестантов критически, то окажется, многое в нем не соответствует реальности. А кроме уголовников в народных куплетах появятся Семен Буденный и баптисты. Разберемся детально.

Сочинил, тоскуя по брату

Песню «Побег» написал 17-летний киевлянин Григорий Шурмак, имевший опыт сочинительства в литературном кружке. Во время войны его семья эвакуировалась в Среднюю Азию, и молодой человек стал работать на урановом руднике Койташ. Однажды в ноябре 1942 года к ним в общагу пришел солдат-инвалид Пётр Смирнов с поврежденной рукой. Тот сидел в лагерях в районе Воркуты, а после попал на фронт. Долгие разговоры с бывшим арестантом и вдохновили Григория на создание песни.

- Пётр любил рассказывать о лагерном быте, об отправке на фронт, - вспоминал Шурмак. - Оказывается, на фронт отправляли поездом, состоящим из теплушек. Меня поразило: тундра кругом, а действует железная дорога — экзотика! Потянуло сочинить песню, посвящённую брату, который тоже прошел через северный лагерь и тоже где-то воюет. Начало песни возникло само собой: «По тундре, по железной дороге». А о чём должна быть песня? Ясное дело: о побеге на волю, о матери, память о которой священна для каждого зека.

Сквозь тундру идет поезд "Воркута-Лабытнанги"
Сквозь тундру идет поезд "Воркута-Лабытнанги"

Старший брат Изя, которого упоминает Григорий Шурмак, был осужден в 1940-м, отбывал наказание на лесозаготовках в Карелии, а в июле 1941-го должен был освободиться. Но началась война, и связь с Изей прервалась. Ничего не зная о судьбе брата, Григорий тосковал по нему. И впечатленный рассказами арестанта из тех же северных краев, где сидел брат, Григорий придумал стихотворение.

Изначально оно состояло из двух строф и припева. А в качестве мелодии Шурмак использовал популярный в 30-е годы мотив танго «Если можешь, прости», где отличались только строки припева.

«Это было весной, одуряющим маем,

Когда тундра проснулась и оделась в ковёр.

Снег, как наши надежды на удачу, всё таял…

Это чувствовать может только загнанный вор.

Слёзы брызнут на руку иль ручку нагана,

Там вдали ждёт спасенье — золотая тайга.

Мы пробьёмся тайгою, моя бедная мама,

И тогда твоё слово — мне священный наказ!

По тундре, по железной дороге,

Где мчится курьерский «Воркута — Ленинград»,

Мы бежали с тобой, ожидая тревоги,

Ожидая погони и криков солдат».

Григорий Шурмак вспоминал, что Петр Смирнов оценил это творение и постарался заучить его наизусть: «На Койташе моя песня до того ему понравилась, что он заставлял меня её петь каждый день по два раза, пока не запомнил».

Когда есть шанс сбежать из Воркуты?

В песне действительно отражены события того времени, но есть и некоторые фактические неточности. Строительство северной железной дороги Котлас-Воркута, начатое в 1937 году, во время войны ускорилось. И 28 декабря 1941 года из Воркуты пошел первый поезд, состоявший из пассажирского вагона и двух платформ с углём. Здесь на строительстве дороги и отбывал срок заключённый Севжелдорлага Пётр Смирнов, а после делился этими воспоминаниями с юношей из Киева.

Но назвать в то время поезд «курьерским» нельзя было даже с большой натяжкой. Сохранились воспоминания машиниста Петра Дунаева, который в 1941-м вез из Воркуты первый эшелон. «Дорогу тогда называли живой, так как рельсы ходили ходуном. Двигались в лютый мороз, в полярную ночь, сквозь пургу и снежные заносы. Еще не было семафоров, шли на тусклые огни фонарей дежурных по станциям. Не было жезлов, писали на дощечках. От холода в буксах подвижного состава застывала смазка. Делали все возможное и невозможное, чтобы пройти путь».

Машинист Петр Дунаев, который в 1941-м провез из Воркуты первый эшелон с углем
Машинист Петр Дунаев, который в 1941-м провез из Воркуты первый эшелон с углем

К тому же курьерский поезд никогда бы не пустили для связи между рабочим посёлком Воркута с семью тысячами жителей и Ленинградом. Поэтому курьерский поезд в тундре – не более, чем поэтическая вольность.

Сам Григорий Шурмак, спустя годы в переписке с журналистом, объяснял эту несообразность так: «Мне ведь было 17 лет. Я знал, что в тундре Пётр Смирнов строил железную дорогу. А раз есть дорога, почему бы по ней не мчаться курьерскому?!»

Нынешний вокзал в заполярном городе шахтеров
Нынешний вокзал в заполярном городе шахтеров

Есть и еще одно заблуждение, который вполне простительно для молодого человека, не бывавшего за Полярным кругом и не сидевшего в лагере.

Бежать из Воркуты в мае арестанты вряд ли бы решились, как, впрочем, и в любое другое время года. Идти на побег зимой – значит обречь себя на верную гибель в морозы. Рисковать летом – утонуть в болотах. А бежать по тундре в мае, когда тает снег, нереально, поскольку в это время ни на лыжах, ни пешком далеко не уйти. Как писал Жак Росси в «Справочнике по ГУЛАГу»: «В умеренной полосе СССР самым благоприятным сезоном для побегов считают весну и лето. В Заполярье же предпочитают ждать, пока замёрзнут непролазные болота и исчезнет мошкара, а снежный покров тундры станет твёрдым». Поэтому наиболее вероятным временем для побега, если бы арестанты рискнули преодолеть безлюдные территории, могла быть лишь поздняя осень.

Паровоз на станции Воркуты. На нем 29 июня 1944 года машинист депо Воркута П. П. Дьяченко провёл первый из десяти составов со сверхплановым углём, добытым шахтерами Воркуты в подарок освобождённому Ленинграду.
Паровоз на станции Воркуты. На нем 29 июня 1944 года машинист депо Воркута П. П. Дьяченко провёл первый из десяти составов со сверхплановым углём, добытым шахтерами Воркуты в подарок освобождённому Ленинграду.

Вариант первый: классика тюремной лирики

За 80 лет существования у песни остались неизменными только первые строчки припева. А сама она обросла множеством новых, народных куплетов. В оригинале у песни - открытый финал, и слушатель не знает, что ждет беглецов из Воркуты. Поэтому народные сочинители по-своему развивали сюжет, создавая разные концовки.

В первом, трагическом варианте они «бежали, замочив вертухая». И слушателям было понятно: если лагерных беглецов догонят, то им не жить. «Мы бежали с тобою, опасаясь погони, Чтобы нас не догнал автоматный заряд!». А дальше начинается настоящая классика тюремной лирики:

«В дохлом северном небе ворон кружит и карчет.

Не бывать нам на воле, жизнь прожита зазря.

Мать-старушка узнает и тихонько заплачет:

У всех дети как дети, а её - в лагерях».

И все же беглецы хоть и попадают снова в тюрьму, но остаются живыми. Этот вариант песни с блатными мотивами известен в исполнении Андрея Макаревича.

Версия вторая: герои спасены

Во втором, более распространенном варианте, зэки счастливо уходят от погони: «Мы добрались с тобою до норвежской границы, нам осталось последний рубеж перейти».

Эту версию песни вставил в фильм «Небеса обетованные» Эльдар Рязанов, где ее исполняют Валентин Гафт и Олег Басилашвили. Несколько раз про поезд «Воркута – Ленинград» в программе «Белый попугай» пел Юрий Никулин. Как считает Александр Сидоров, знаток жанра блатной песни, эта версия более поздняя, поскольку новые авторы хотели спасти воркутинских арестантов и подарили им свободу.

«Мы теперь на свободе, о которой мечтали,

О которой так много в лагерях говорят;

Перед нами раскрыты необъятные дали,

Нас теперь не настигнет пистолета разряд».

Версия третья: всех ждала амнистия

Существует и более поздняя версия «Побега», появившаяся не раньше 1953 года. Многим она знакома в хриплом басе Владимира Высоцкого. Речь в этой песне идет о «ворошиловской» амнистии.

«Рано утром проснёшься

И раскроешь газету —

На последней странице

Золотые слова:

Это Клим Ворошилов

Даровал нам свободу,

И теперь на свободе

Будем мы воровать.

Рано утром проснёшься,

На поверку построют,

Вызывают «Васильев!» —

И выходишь вперёд.

Это Клим Ворошилов

И братишка Будённый

Подарили свободу —

И их любит народ».

Она исполняется на ту же мелодию, что и песня о побеге двух заключенных. Но теперь речь в ней идет о Климе Ворошилове, а поезд мчится с освобождёнными из лагерей арестантами. Именно Ворошилов, будучи тогда Председателем Верховного Совета СССР, в 1953 году подписал акты об амнистии - 27 марта и 8 сентября.

Амнистия коснулась заключенных со сроком менее пяти лет, поэтому на свободу в первую очередь вышли тысячи отпетых уголовников. Для зэков Ворошилов, как освободитель, стал настоящим кумиром, а они в благодарность отразили его имя в блатной песне. А вот Семен Будённый к амнистиям отношения не имел, но его упомянули просто как легендарного героя Гражданской войны.

(Найти запись этой версии помог читатель, который оставил ссылку в комментарии. Спасибо 🙏)

Версия четвертая: о мученниках за веру

Среди вариантов «Побега» имеется крайне удивительная. В ней главными героями становятся евангельские христиане-баптисты, которые и не помышляют о бегстве. В ней верующие арестанты едут поездом Барнаул-Воркута (которого не существовало) и мечтают о временах без тюрем:

«В неволе вы не падайте духом,

Мы вместе с вами создаём Божий дом;

Хоть тяжка ваша доля и хоть слёзы польются,

Но Христова свобода ждёт борцов впереди.

Но скоро пролетит это время,

Не будет тюрем и больших лагерей,

Будет братство Христово, будет вечное лето,

И тогда в жизни новой будет».

Разошлась по Союзу

О том, что сочиненная в 1942 году песня, разошлась по стране, Григорий Шурмак узнал в середине 50-х. Он и сам ее исполнял на фронте солдатам в землянке, пел ребятам по палате в госпитале, а затем в студенческие годы и однокурсникам. А в хрущёвскую оттепель Шурмак вдруг обнаружил, что его «По тундре, по железной дороге» стала всесоюзно известной.

- В ту пору по амнистии освобождались десятки тысяч заключённых, осуждённых по уголовным статьям, - вспоминал Григорий Шурмак. - Среди них были умельцы, обзаведшиеся самодельными радиоустановками, и в один прекрасный день я услышал на средних волнах, как баритон с типичной для воров дикцией смачно исполнял «По тундре, по железной дороге»! И я понял, что Пётр Смирнов, мой приятель по общаге, добрался благополучно до своей Астрахани. Свой человек в мире уголовников, он, так сказать, невольно популяризировал её. Больше было некому…

(Для погружения в тему - исполнение блатной баллады Ю. Никулиным)

В интервью Шурмак несколько раз напоминал журналисту, чтобы тот упоминал о Смирнове. Он подчёркивал, что популярность песни — его заслуга: «Не забудьте Петра Смирнова… Без встречи с ним и его рассказов о том, как отправляли на фронт в 1942 году с Севера, не было бы и начальной строки песни».

Ставьте ❤ Подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории