Он был автором одного из самых знаменитых голов в истории НХЛ.
Петр Клима был одним из самых популярных чехословацких нападающих — настоящий символ своего времени, человек непростой судьбы и потрясающих ее поворотов. Клима скончался в нынешний четверг, будучи на своей родине в Чехии, в городе Хомутов в возрасте 58 лет. Никаких подробностей о его смерти пока не сообщалось, но при любом раскладе нам стоит вспомнить этого великолепного хоккеиста. А за океаном Климу, пожалуй, лучше всего помнят за то, что он забил победный гол в третьем овертайме первой игры финала Кубка Стэнли 1990 года, что принесло «Эдмонтону» победу над «Бостоном» со счетом 3:2.
Клима начал свою профессиональную карьеру в 1983 году в составе «Дуклы» из Йиглавы и в том же году был выбран в пятом раунде драфта новичков НХЛ (86–й общий номер). Чешского форварда рискнул выбрать «Детройт Ред Уингз», но Клима, несмотря на все политические неурядицы, дебютировал в НХЛ два года спустя.
Форвард, которому тогда было 20 лет, смог убежать в Северную Америку из коммунистической Чехословакии летом 1985 года по плану, организованному менеджментом «Детройта», который знал, что Клима очень хочет играть в США. Он был первым чешским игроком, который перешел в американский клуб НХЛ.
Клима бросил своих товарищей по сборной Чехословакии во время командного обеда в чехословацком тренировочном лагере в немецком местечке Нусдорф-ам-Инн. К форварду приехали исполнительный вице-президент «Уингз» Джим Лайтс и помощник тренера Ник Полано, но за форвардом, который имел плохую репутацию у спецслужб, пристально следили. В итоге, к автомобилю пришлось приделать фальшивый дополнительный багажник, чтобы он смог пересечь границу Чехословакии.
«На нем была порванная в нескольких местах футболка. В руках он держал фотографии и маленькую сумку с вещами. И больше ничего. С таким набором он отправлялся в новый мир», — вспоминал позже Полано.
Шпионская история удалась, и через несколько дней игры в прятки по различным европейским городам и отелям Климу смогли вывезти в Северную Америку. Лайтс и другие официальные лица «Детройта» организовали для него получение статуса беженца для въезда в Соединенные Штаты, причем помощь шла на самом высоком уровне. «Крыльям» помогали генеральный прокурор США Эдвин Миз и заместитель генерального прокурора Лоуэлл Дженсен в ускорении процесса предоставления политического убежища.
Позже выяснилось, что планы Климы по переезду в США имели большую основу. Еще за несколько лет до побега Петр общался в Ванкувере во время молодежного чемпионата мира с представителями «Детройта» и даже подписал секретный многолетний контракт. При всем при этом, Клима долго не мог выучить английский язык и ему откровенно повезло, что позже руководство «Детройта» смогло вывезти к нему его девушку, помогавшую хоккеисту с переводом в быту.
2 ноября 1989 года «Крылья» обменяли Климу в «Эдмонтон», с которым он выиграл Кубок Стэнли в 1990 году.
Гол в третьем овертайме первого матча финала стал историческим и самым памятным для чеха, хотя и получился до некоторой степени случайной. В концовке основного времени и двух первых овертаймах Клима не играл, так как тренерский штаб посадил форварда на лавку.
«Клима был настоящим первопроходцем. Он забил один из самых памятных голов в истории НХЛ. Он был одним из самых популярных хоккеистов в нашем составе, но проблемы с алкоголем в многом сгубили его карьеру. С ним было нелегко вне льда, его много раз отстраняли от матчей. Но мы скорбим о смерти этого великого игрока и выражаем искренние соболезнования его семье», — сказал бывший генеральный менеджер «Детройта» Кен Холланд.
«НХЛ скорбит о кончине чешской легенды Петра Климы», — говорится в заявлении лиги. — Клима помог «Ойлерз» выиграть Кубок Стэнли 1990 года, забив памятный тройной овертайм в первой игре финала. Мы сочувствуем его семье, друзьям и многочисленным болельщикам».
Всю свою жизнь он носил 85–й номер — в честь года, в котором уехал из социалистического лагеря. После пяти лет в «Детройте» он отыграл три года в «Эдмонтоне», а затем был одним из лидеров только–только созданной «Тампы». В 1999 году он завершил выступления в НХЛ, сыграв свои последние 13 матчей за тот же «Детройт», затем два года пропустил, но в 2001 году неожиданно вернулся в высший чешский дивизион. В 38 лет он набрал 34 (24+10) очка в 52 матчах за «Хемопетрол» и был на удивление свеж и быстр. В 2003 году Клима завершил карьеру и долгое время был далек от хоккея. Лишь в 2017 году его привлекла тренерская стезя — он стал тренером и менеджером клуба второй чешской лиги.
Два сына Климы, Кевин и Келли, играют в высшей чешской лиге. Оба игрока выступали за «Тусон» в АХЛ в сезоне 2018/19, но в НХЛ пробиться не смогли.