Сегодня вы прочитаете о такой профессии как учитель-дефектолог. А подробнее нам об этом расскажет учитель-дефектолог Разночиновского детского дома-интерната для детей имеющих психические расстройства Анастасия Баева.
Историческую справку начнём с цитаты выдающегося русского сурдопедагога Николая Михайловича Лаговского: «Глухонемой способен возбудить к себе особенную жалость и интерес. Жалость и интерес и были причиною, побудившей людей взяться за образование глухонемых». В этих словах заложена вся суть профессии учителя-дефектолога. Жалость, сострадание и милосердие стали причинами развития данной профессии. В России обучение педагогов-дефектологов, а именно сурдопедагогов и логопедов, началось в Санкт-Петербурге в 1898 году с открытия постоянно действующих годичных, а затем и двухгодичных курсов на средства Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Эти курсы, функционировавшие около 15 лет, послужили опытной площадкой для последующего создания через 10 лет, уже в СССР, высших учебных заведений, дающих дефектологическое образование. В СССР в середине 20-х годов XX века во 2-м МГУ в Москве и в Ленинградском педагогическом институте была организована принципиально иная, новая форма подготовки дефектологов на базе среднего образования с 4-летним сроком обучения.
Личность учителя-дефектолога очень многогранна. Это человек с особым складом духовных качеств. Как отмечает Анастасия Баева, такого учителя должно быть много везде и во всём. Работа учителя-дефектолога очень интересна. Несмотря на все сложности такой педагог получает много взаимоотдачи от детей, так как особенные ребята иначе на всё реагируют, видят мир, воспринимают и подпускают к себе людей. Подробнее о работе такого педагога рассказала Анастасия Баева:
«Именно от того, как учитель-дефектолог строит свою работу, на выходе можно увидеть результат. И работая с детьми каждый день ты видишь, как загораются их глаза, как они впитывают, как губка, тот материал, который ты даёшь, как они светятся и радуются, когда они выезжают на какие-то выездные мероприятия. Им очень нравится танцевать, рисовать, и вообще, активная жизнь для них очень привлекательна»
Также она рассказала о методиках, которые используются в работе с особенными детьми, и на примере объяснила как у детей развивается «пространственный образ Я»:
«Вообще в своей работе мы используем методики по определению развития пространственной ориентации. Методика на выявление особенностей мышления. Нами была разработана серия различных упражнений, которые мы делали со своими детьми. Смотрели, как они ориентируются в пространстве, что они могут, как они реагируют, реагируют ли они на своего соседа, могут ли они пройти, обойти что-то, не задев себя или кого-то. То есть, видит ли он себя в своём окружающем пространстве. Мы делали наблюдения, занимались с детьми. На начальном этапе немногие смогли сделать то, что было предложено нами в серии заданий Уже под конец тестирования, через какой-то определённый период, многие дети показали очень хороший результат. Постоянно, изо дня в день занимаясь, проводя вот эти все задания, детки начали привыкать, они начали понимать что, как и где. Они начали показывать различные части тела. Сначала мы начинали показывать на кукле, потом на деревянном мини-манекене. Сгибали, разгибали. Потом стали показывать на себе. Я перед ними стою: «Покажите левую руку», я поднимаю левую руку, дети вслед за мной. Потом мы могли показывать на соседе: «Покажи у Вани левую руку». Ребёнок должен подойти и показать у Вани левую руку. «Поднимите правую руку, давайте поднимем обе руки». То есть вот такие вот упражнения формируют пространственный образ Я»
А ты знал, что учителя-дефектологи используют в своей работе различные бытовые вещи? Например муку, еду, даже песок! Делается это для развития в ребёнке различных чувств. И такие вещи отлично справляются с тем, чтобы познакомить детей с окружающим их миром!