Найти тему

Драгоценности королевы Виктории. Диадема Георга IV

В одной из своих статей о драгоценных тиарах я уже рассказывала о прекрасной изумрудной тиаре королевы Виктории. А сегодняшняя коронация нового монарха Великобритании – прекрасный повод, чтобы в серии статей рассказать о трех других драгоценных головных украшениях королевы Виктории, которые она любила и которые хранятся в коллекциях Музея Виктории и Альберта и Королевской коллекции Великобритании.

Rundell, Bridge & Rundel. Диадема Георга IV. 1820. Королевская коллекция Великобритании
Rundell, Bridge & Rundel. Диадема Георга IV. 1820. Королевская коллекция Великобритании

Самым ранним из трех украшений является бриллиантовая диадема, созданная в 1820 году к коронации короля Георга IV ювелирной фирмой «Rundell, Bridge & Rundell». Ажурная диадема изготовлена из золота и серебра и представляет собой установленные на тонкое жемчужно-бриллиантовое основание мальтийские кресты, чередующиеся с цветочными композициями из роз, чертополоха и трилистника – символов Англии, Шотландии и Ирландии. Диадема инкрустирована 1332 бесцветными бриллиантами общим весом 320 карат и одним желтым бриллиантом в четыре карата в центре переднего креста, а 169 жемчужин пошло на украшение основания.

Rundell, Bridge & Rundel. Диадема Георга IV. 1820. Королевская коллекция Великобритании
Rundell, Bridge & Rundel. Диадема Георга IV. 1820. Королевская коллекция Великобритании

Исследователи считают, что автором диадемы мог быть главный дизайнер фирмы «Rundell, Bridge & Rundell» Филипп Либарт, создавший для коронации Георга IV новую коронационную корону. Ечть сведения, что в первом варианте эскиза короны предполагалось заменить геральдические лилии цветочными символами Англии, Шотландии и Ирландии, но Георг отверг нововведение и, вероятно, тогда возникла идея использовать цветочные композиции в диадеме, которую король носил на коронации с церемониальной шляпой из малинового бархата.

Стоимость диадемы составила 8 216 фунтов стерлингов, в том числе 800 фунтов в качестве арендной платы за бриллианты. После коронации камни должны были быть возвращены ювелирной фирме, но нет никаких признаков того, что их когда-либо изымали из диадемы. Это дает повод предположить, что был произведен бартерный обмен – взамен взятых камней король отдал ювелирной фирме старые драгоценные камни из своей обширной коллекции, сохранив таким образом диадему в первозданном виде.

После Георга IV диадему носили многие правящие королевы и королевы-консорты, начиная с супруги следующего короля Англии Вильгельма IV – королевы Аделаиды. Затем диадема перешла королеве Виктории, которую многие художники запечатлели в ней на парадных портретах. Одним из первых мастеров был американский художник Томас Салли. О его портрете и броши, для которой он послужил основой, я рассказывала в недавней статье. Но двумя самыми известными портретами королевы Виктории в этой диадеме являются парадные портреты, написанные Францем Ксавьером Винтерхальтером в 1843 и 1859 годах.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет королевы Виктории. 1843. Королевская коллекция Великобритании
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет королевы Виктории. 1843. Королевская коллекция Великобритании

В середине XIX века Винтерхальтер был одним из самых модных портретистов, которого обожали аристократки, принцессы и королевы по всей Европе. В 1842 году он был представлен королеве Виктории и с тех пор каждый год в течении нескольких десятилетий возвращался в Англию и создал свыше 120 портретов представителей английской королевской семьи. Парадный портрет королевы Виктории, написанный мастером в 1843 году, был, по признанию самой королевы, ее самым любимым портретом.

На нем Виктория изображена в полный рост, стоящей на фоне трона, постамента с королевскими регалиями и темно-красной драпировки за которой виднеется фрагмент Букингемского дворца – официальной королевской резиденции. Одета королева в изысканное платье из белого атласа, поверх которого можно увидеть облачение и регалии Ордена Подвязки – бархатную синюю мантию с вышитым с левой стороны знаком ордена, орденскую цепь, а на левом плече символ ордена – синюю бархатную ленту с бриллиантами (в отличие от мужчин, женщины носили ленту на плече).

Спустя 15 лет после создания этого портрета королева Виктория мечтала о новом большом портрете, в котором художник запечатлел бы ее в полный рост и при полном параде.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет королевы Виктории. 1843. Королевская коллекция Великобритании
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет королевы Виктории. 1843. Королевская коллекция Великобритании

Винтерхальтер исполнил пожелания королевы и в этот раз написал ее царственно сидящей на троне, в платье с золотыми кружевами и в королевской мантии, разложенной вокруг красивыми складками. В проеме между классическими колоннами художником изображены виднеющиеся в утреннем тумане башни восстановленного Вестминстерского дворца. Как известно, дворец почти полностью сгорел в 1834 году, но к 1860 году основная часть работ по его реконструкции была завершена.

Помимо диадемы Георга IV на Виктории можно увидеть и новые драгоценности – бриллиантовые колье-ривьеру, серьги и корсажную брошь, которые создала для королевы в 1856 и 1858 годах ювелирная фирма «Garrarg & Co».

Впоследствии колье и серьги не раз использовались королевами-консортами во время коронаций, а сегодня все драгоценности, в том числе диадема Георга IV, хранятся в Королевской коллекции и экспонируются в рамках временных выставок.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!