Найти в Дзене
Культурный Кот

Святые с пёсьей головой и прочие адаптации христианства на местности

Оглавление

Несмотря на строгость христианских канонов, на местности можно наблюдать их удивительные превращения. Люди всегда адаптировали религиозные атрибуты и утварь под свои нужды, либо наоборот приспосабливали элементы быта под нужды религии. Давайте рассмотрим самые интересные решения в этой сфере.

На Русском Севере вдоль морских берегов установлено большое количество крестов. Местные жители, поморы, называли их приметными. Верхняя перекладина сооружения указывала на линию магнитного меридиана. А лицевая часть всегда обращалась на запад.

Поморский крест. Источник: Яндекс картинки
Поморский крест. Источник: Яндекс картинки

Кроме того, поморы отмечали крестами безопасные бухты и волоки.Каждый крест имел определённую резьбу, благодаря чему опытный мореход мог быстро определить своё местоположение.

Традиция установки крестов у поморов появилась с приходом христианства на Север. И до XVI века развивалась очень бурно. Однако с запретом Мангазейского морского пути вся навигация была умышленно уничтожена.

Открытка начала ХХ века. Источник: Яндекс картинки
Открытка начала ХХ века. Источник: Яндекс картинки
"...чтобы однолично в Сибирь в Мангазею немецкие люди водяным путём и сухими дорогами ходу не проискали "

Помимо навигационных у поморов распространены и обетные кресты. Их устанавливали в знак благодарности высшим силам. По легенде, в 1694 году один из обетных крестов установил Пётр I, как память о спасении из бури в Унской губе.

Иконы на сушёной рыбе

Поднепровские чумаки, отправляясь на промысел, в качестве оберега брали с собой иконы, написанные на сушёной камбале. Такими святынями промысловики украшали повозки, а по возвращению передавали иконы в местные церкви. Часто на "рыбных" иконах делали надпись ИХТИС, что соответствовало первым буквам греческого текста: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. А в дословном переводе обозначало рыба. Кстати рыба - символ первых христиан.

Святые образа на камбале. Источник: Яндекс картинки
Святые образа на камбале. Источник: Яндекс картинки

Эту практику также переняли поморы, путешествовавшие с рыбными обозами из Архангельска в Москву.

Интересно, что в ХХ веке художники попытались воспроизвести роспись по рыбе. Однако характерный запах отбил всякую охоту к такому искусству.

Неформатные иконы

Фраза: "Я художник, я так вижу", - вполне применима к провинциальным иконописцам. Так в раннем средневековье мастера часто писали образ мученика Христофора с пёсьей гловой. По легенде, римляне, пленившие Христофора, настолько поразились физической силе, что сравнили его с диким зверем. Иконописцы же нашли в этой истории "второе дно", сравнив Христофора с верным псом, который не предал Христа.

Мученик Христофор. Источник: Яндекс картинки
Мученик Христофор. Источник: Яндекс картинки

В XVII веке в Россию пришла западная практика изображения Христа в буквальном соответствии с теорией единого трёхликого Бога. Такие иконы назывались смесоипостасными и вызывали оторопь у неподготовленного зрителя. Священный Синод не оценил оригинальный подход иконописцев и быстро запретил подобное творчество.

Триединый Бог, как его видел художник. Источник: Яндекс картинки
Триединый Бог, как его видел художник. Источник: Яндекс картинки

Вот такие особенности приобретало христианство "на местности". А вы сталкивались чем-нибудь подобным? Пишите ответы в комментарии. А ещё жмите большой палец вверх и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.