Несмотря на строгость христианских канонов, на местности можно наблюдать их удивительные превращения. Люди всегда адаптировали религиозные атрибуты и утварь под свои нужды, либо наоборот приспосабливали элементы быта под нужды религии. Давайте рассмотрим самые интересные решения в этой сфере.
Навигационные кресты
На Русском Севере вдоль морских берегов установлено большое количество крестов. Местные жители, поморы, называли их приметными. Верхняя перекладина сооружения указывала на линию магнитного меридиана. А лицевая часть всегда обращалась на запад.
Кроме того, поморы отмечали крестами безопасные бухты и волоки.Каждый крест имел определённую резьбу, благодаря чему опытный мореход мог быстро определить своё местоположение.
Традиция установки крестов у поморов появилась с приходом христианства на Север. И до XVI века развивалась очень бурно. Однако с запретом Мангазейского морского пути вся навигация была умышленно уничтожена.
"...чтобы однолично в Сибирь в Мангазею немецкие люди водяным путём и сухими дорогами ходу не проискали "
Помимо навигационных у поморов распространены и обетные кресты. Их устанавливали в знак благодарности высшим силам. По легенде, в 1694 году один из обетных крестов установил Пётр I, как память о спасении из бури в Унской губе.
Иконы на сушёной рыбе
Поднепровские чумаки, отправляясь на промысел, в качестве оберега брали с собой иконы, написанные на сушёной камбале. Такими святынями промысловики украшали повозки, а по возвращению передавали иконы в местные церкви. Часто на "рыбных" иконах делали надпись ИХТИС, что соответствовало первым буквам греческого текста: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. А в дословном переводе обозначало рыба. Кстати рыба - символ первых христиан.
Эту практику также переняли поморы, путешествовавшие с рыбными обозами из Архангельска в Москву.
Интересно, что в ХХ веке художники попытались воспроизвести роспись по рыбе. Однако характерный запах отбил всякую охоту к такому искусству.
Неформатные иконы
Фраза: "Я художник, я так вижу", - вполне применима к провинциальным иконописцам. Так в раннем средневековье мастера часто писали образ мученика Христофора с пёсьей гловой. По легенде, римляне, пленившие Христофора, настолько поразились физической силе, что сравнили его с диким зверем. Иконописцы же нашли в этой истории "второе дно", сравнив Христофора с верным псом, который не предал Христа.
В XVII веке в Россию пришла западная практика изображения Христа в буквальном соответствии с теорией единого трёхликого Бога. Такие иконы назывались смесоипостасными и вызывали оторопь у неподготовленного зрителя. Священный Синод не оценил оригинальный подход иконописцев и быстро запретил подобное творчество.
Вот такие особенности приобретало христианство "на местности". А вы сталкивались чем-нибудь подобным? Пишите ответы в комментарии. А ещё жмите большой палец вверх и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.