(5 мая / 23 апреля 1828, хутор Мотроновка, Черниговской губ. – 6 июля / 20 июня 1911, Оленовка, Черниговской губ.)
Мелкий, аккуратный почерк ровно ложится на большие листы. Мысль течет привольно, исправлений почти нет, но иногда вдруг в текст вклиниваются большие вставки… Так писала Ганна Барвинок, имя которой немногое скажет современному читателю. Столетием с лишним раньше оно было более известно, хотя и оставалось в тени мужа – Пантелеимона Кулиша. Именно его активное продвижение «украинского крыла» отечественной литературы находили отклик в либеральных кругах столичной интеллигенции. Блеск П. Кулишу придавала и слава первого биографа Н.В. Гоголя, а также его труды как автора одного из первых украинских алфавитов – «кулишовки». В то время, когда на литераторское поприще вышли Т.Г. Шевченко, А.П. Стороженко, зрели таланты В.С. Стефаника, И.Я. Франко и ряда других национальных писателей и поэтов, − важным было представить и «женскую» литературу. В этой среде предстояло торить свой путь молодой украинской писательнице. Однако ее творчество во второй половине XIX века не только не затерялось на общем фоне, но стало особым, оторвавшись от этнографии и фольклора, с которых обычно начинали украинские авторы.
Несмотря на ряд публикаций в XIX веке – как на украинском (преимущественно), так и на русском языке, − история жизни самой Александры Михайловны Белозерской, по мужу – Кулиш и Ганны Барвинок по псевдониму, менее известна. Громкими событиями она также не блистала.
Появившись на свет в родовитой, но небогатой семье, Леся стала одним из восьми детей своих родителей. Сельская украинская старина и полная преданий и талантов Черниговщина были главным стержнем дальнейшей жизни девочки, рано потерявшей отца. Овдовевшая мать, не в силах управиться с большим семейством, отправила дочь к близким знакомым, а после семейного горя и у них, вновь забрала Лесю домой. Так, с домашним образованием и воспитанием, но с огромной жаждой учиться и делать что-то полезное девушка вступила в жизнь. 19-ти лет она вышла замуж за много обещавшего талантливого литератора П.А. Кулиша. Однако их семейная радость длилась не долго: как члена Кирилло-Мефодиевского братства Кулиша арестовали в самом начале первой его с молодой супругой заграничной поездки, а Александра Михайловна после всего пережитого потеряла ребенка. Это оставило супругов на всю их полувековую совместную жизнь бездетными, поселив в самой Ганне, как ее называл муж, чувство неудовлетворенности и печали. Возможно, оно и стало одной из причин начала ее творчества. Стремление избегать народовольческой проблематики и «женских» проблем делало пьесы и рассказы Ганны Барвинок особенными – на общем фоне свободолюбивой литературы национальных окраин. А после кончины писательницы образы ее по-настоящему человечных персонажей были еще менее востребованы. Так и осталось имя замечательного литератора и глубоко порядочного человека не столь заметным, каким оно могло бы стать.
* * *
Когда в 1938 году в Литературный музей, только начинавший свое комплектование, пришел известный историк Игнатий Стеллецкий (известный, к слову, безуспешными поисками библиотеки Ивана Грозного) и принес несколько десятков автографов Ганны Барвинок и Пантелеимона Кулиша, его дар восприняли с большой радостью, так как подобных материалов в музее было очень мало. Годом позже только сформировавшийся небольшой фонд пополнился еще некоторыми материалами. А в августе 1941 года весь комплекс, наряду с многими другими фондами, был передан в недавно организованный Центральный государственный литературный архив (РГАЛИ).
Ныне совместный фонд супругов Кулиш (ф. 235) насчитывает 234 единицы хранения, из которых документов Ганны Барвинок − менее половины. Однако и то, что осталось от трудов этой незаурядной женщины, позволяет говорить о ее талантах. Среди документов, помимо, небольшого количества переписки, неизвестный водевиль, повесть «Не родись уродливой [красивой], а родись счастливой», фотографии, обложка книги стихов «Оповидання» и ряд других документов. К сожалению, исследователи обращаются к ним крайне редко.
О. А. Шашкова, директор РГАЛИ