Роман странный. Многослойный и удивительно прекрасный. Пропахший медицинским эфиром и пряными яблоками. Обожаю такое.
Экранизацию я смотрела раз пять. Знакомство с книгой откладывала. И зря. Она много шире, глубже, острее и пикантнее. В кино вырван огромный кусок длиной в 15 лет. Фильм по прежнему люблю, но роман шикарный. На мой взгляд, лучший у Ирвинга.
📚Джон Ирвинг «Правила виноделов» (или «Правила дома сидра» в другом переводе)
600 страниц и странное название. То ли о том, как варить вино, то ли о том, как выращивать для него яблоки, то ли про алкоголизм.
По факту — история о сиротах, врачах, женщинах без права выбора и правилах, которые всенепременно нужно нарушить. Чтобы помочь. Иначе никак. Потому что в приюте Сент-Облако дети либо рождаются и становятся сиротами с первых минут, либо не рождаются и ввиде «продуктов зачатия» утилизируются.
Ирвинг необычный писатель. Я это после «Мир глазами Гарпа» поняла. Его сюжеты подчас гротескны, а юмор на грани абсурда. Проблемы просты, но глобальны. Персонажи живые и мудрые. Не ради псевдопафоса, а потому что такими и должны быть.
Ирвинг пишет в жанре «бильдунгсроман».
Для справки:
Бильдунгсроман (Bildungsroman), или «роман воспитания» фокусируется на психологическом и моральном росте главного героя с детства до совершеннолетия, с обязательной сменой характера.
Жанр был впервые введён в 1819 году, в 1870 году узаконен Вильгельмом Дильтеем.
К самым известным произведениям можно отнести «Дэвида Копперфильда» Чарльза Диккенса, «Обыкновенную историю» Ивана Гончарова, «Над пропастью во ржи» Джерома Селинджера, «Воспитание чувств» Густава Флобера, «Неточку Незванову» Федора Достоевского.
Сага о любви и выборе. Точнее, о наличии возможности этого самого выбора. Или его отсутствии, где тот самый дом сидра с его правилами — это наш странный мир с законами, наподобие той бумажки на кухне временной ночлежки работников фермы. Правилами, призванными регулировать жизнь ее мимолетных обитателей.
Но одно дело призвание, а другое жизнь.
Это роман не про алкоголь. Это роман про старого гинеколога и одного приютского мальчика, который очень не хотел делать аборты.
«Нас не касается и то, что женщина забеременев, иногда не хочет ребенка. Наверное, придет когда-то просвещенное время, и закон даст ей право избавляться от нежеланного ребенка. Но и тогда останутся женщины необразованные, запутавшиеся, испуганные. Так что и в самые просвещенные времена никому не нужные дети все равно будут рождаться на свет».
Джон Ирвинг — Правила виноделов
Интересно, что сценарий к фильму писал сам Ирвинг. Почему он решил убрать если не все самое лучшее из книги, но уж точно очень важное, я так и не поняла. Но такое решение уважаю, потому что все-таки ему лучше знать, как надо. Он же автор, как никак, имеет право. К тому же результат мне лично очень нравится. Фильм получился не плоский, а слегка какой-то недосказанный что ли. И то, это если знать, что в романе.
При все при этом, как я уже говорила, я смотрела его пять раз. И при случае пересмотрю ещё. Это тот редкий случай, когда некоторое несоответствие экранизации первоисточнику меня не раздражает.
Очень нравятся актёры:
- Гомер — Тоби Магуайр
- Доктор Ларч — Майкл Кейн
- Кэнди — Шарлиз Терон
Прекрасная музыка и визуально красиво.