Главные даты основных духовных традиций мира в новом месяце.
Православные праздники в мае 2023
25 мая — Вознесение Господне. Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа завершает Его земное служение. Праздник отмечается всегда в 40-й день после Пасхи. Число 40 — не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
О событии Вознесения поведали евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в 1-й главе книги Деяний Святых Апостолов.
...Дав ученикам последние наставления, Господь «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой...».
Под «Небом» христиане понимают свой вечный дом и подлинную родину, утраченную из-за грехов. А Христос возвращает людям Небо.
Католические праздники в мае 2023
Католики празднуют Вознесение 18 мая. Различие дат у православных и католиков связано с переходом России на новый стиль летоисчисления (григорианский календарь) 14 февраля 1918 года.
28 мая — Пятидесятница (Сошествие Святого Духа). Отмечается в 7-е воскресенье после Пасхи.
Иудеиские праздники в мае 2023
17 мая — День Спасения и Освобождения (26 ияра) — День Победы. 9 мая 1945 года — это день Победы над гитлеровской Германией, день радости и скорби. Во Второй мировой войне погибло около 60 миллионов человек, из них 6 миллионов были евреями. 9 мая 1945 года по еврейскому летоисчислению выпало на 26 ияра 5705 года. С недавних пор раввинами Европы было принято решение внести эту дату в еврейский календарь и отмечать 26 ияра как День Спасения и Освобождения.
19 мая — Йом-Йерушалаим (28 ияра) — День Иерусалима. Йом-Йерушалаим был провозглашен в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967), в ходе которой Израиль завоевал Старый город. Когда завершилась Война за независимость (1948), еврейское государство контролировало Новый город Иерусалима, а Иордания — Старый город. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены. Но это соглашение не соблюдалось, и в течение 19 лет перед Шестидневной войной иорданцы запрещали евреям входить в Старый город.
26-27 мая — Шавуот, праздник дарования Торы. В этот день, через пятьдесят дней после Песаха, евреи получили Тору на горе Синай.
Со дня получения Великой Книги и по сегодняшний день судьбу евреев определяет вера в Бога и преданность Его заветам. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и повсюду. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.
Буддистские праздники в мае
5 мая — Весак. Это праздник может иметь другие названия: Висаках-пуджа и Будда-пурнима. Весак проводится в честь рождения, просветления и смерти Гаутамы Будды. Слово «Весак» происходит от названия буддистского месяца, во время которого происходит это событие.
Вайшнавские праздники в мае 2023
4 мая — Нарасимха-чатурдаши, Явление Господа в образе человекольва, Нарасимхи. Знатоки Вед говорят о Явлении Нарасимхадева как о вселенском триумфе добра над злом, когда именно Бог в этом, пусть и непохожем на человека, образе провел грань между тем, что по-настоящему плохо, и тем, что по-настоящему хорошо, между преданием себя Богу и между предательством в отношении Бога. Вот это и есть настоящий День Победы, потому что он дает шанс человеку вновь и вновь заглянуть в себя, причем не только раз в году.
Традиционно праздник посвящен чудесному явлению воплощения Вишну в образе Нарасимхадева, или Человекольва («нара» означает на санскрите «человек», «симха» — «лев»). Виновник торжества Нарасимхадев явился, как гласят ведические священные тексты, еще в царствование демонического императора Хираньякашипу (недатируемая древность). По иронии судьбы, у этого греховного деспота и безбожника был благочестивый маленький сын по имени Прахлад, который постоянно молился Богу и даже осмеливался проповедовать окружающим. Чтобы раз и навсегда пресечь «ересь», Хираньякашипу вознамерился убить сына. Но когда он уже занес свой меч над головой мальчика, внезапно из дворцовой колонны и явился непостижимый Нарасимхадев. Хотя Хираньякашипу и обладал огромным мистическим могуществом и мог даже управлять силами природы (пытаясь обмануть Бога, он вынудил небожителя Брахму дать ему благословения, согласно которым его нельзя было убить никаким оружием, к тому же ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе, ни в воде и ни одним из известных живых существ), Вишну предстал перед злодеем в этом странном образе, не вписывающимся в рамки полученных демоном благословений, а затем, положив того на колени, убил его своими ногтями. Случилось это в сумерки. Ну а поскольку всех этих тонкостей физического мира малообразованный демон не учел, то он и поплатился за свои преступления против веры в Бога.
Любопытно, что Нарасимхадеву поклонялись еще 400 лет назад индусы-купцы из индийского торгового подворья в Астрахани. Среди божеств, которые, по описанию российского этнографа немецкого происхождения Петра Палласа, находились в алтаре индуистского храма в Астрахани, был и Сюр-нюр-зенг (Шри Нарасимха). Ему поклонялись, чтобы оградить себя от влияния дурных сил и избавиться от оскорбительных мыслей в отношении других людей и всех живых существ, в целом.
История о наказании царя-злодея так бы и осталась всего лишь поучительной притчей, если б не ряд исторических свидетельств, говорящих в пользу реальности доисторических событий. Не так давно немецкие археологи нашли в долине Лонетале близ знаменитого города Ульм (там находится самая высокая в мире храмовая башня (162 м), наз. «Шляпой мира») в слое земли, датируемом 32 тысячами лет, статую неизвестного существа с человеческим телом и львиной головой. Фигурка сделана, предположительно, из бивня слона или мамонта. Эта находка — не первая в Лонетале. Уже давно в научных кругах не перестают удивляться всевозможным скульптурам птиц, черепах, коней и львов, в больших количествах рассыпанных в этой долине. Однако те предметы были явно бытового назначения, тогда как новейшая находка не оставляет сомнений в том, что ее использовали в культовых целях. Иными словами, Лонетальскому Человекольву поклонялись с религиозными целями.
По словам Шримана Амарапрабху, главного жреца храма Шри Шри Прахлада-Нрисимха из Яндельсбрунна, что в 250 км от Лонетале, в Баварии, эта статуя была выполнена в точности с указаниями древнейшего индийского трактата по зодчеству «Агамашилпа». В этом трактате такой образ Нарасимхадева называется кеваланарасимхой. Интересно, что место, где была найдена статуя Человекольва, представляло собой уходящую в неизведанную глубь пещеру. Сам постамент, на котором стояла статуя, находился как раз на линии, отделяющей свет от тьмы, царящей в глубине. В соответствии с историей о воплощении Бога в образе Человекольва, это место, где явился исторический Нарасимхадев, находилось ни на земле и ни под землей, а также ни на свету и ни во тьме. Постамент в Лонетале как раз находился в таком месте.
16 мая — Явление великого Шрилы Вриндавана даса Тхакура (1507-1589), автора знаменитого жизнеописания Шри Кришны-Чайтаньи (1486-1534) — «Шри Чайтанья-Бхагаваты». «Подлинным шедевром религиозной мысли и мировой литературы» назвал его произведение выдающийся религиозный деятель Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
«Слушание „Чайтанья-Бхагаваты“ уничтожает все неблагоприятное, — говорит другой известный биограф Шри Чайтаньи Кришнадас Кавирадж Госвами. — Читая „Чайтанья-Бхагавату“, любой сможет осознать величие Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды и обрести высочайший уровень совершенного знания — чистую любовь к Кришне (к Богу). <...> Поскольку столь удивительная книга не может быть написана обычным человеком, кажется, что Сам Шри Чайтанья Махапрабху общается с читателем устами Шрилы Вриндавана даса Тхакура. Я предлагаю миллионы почтительных поклонов лотосным стопам Вриндавана даса Тхакура. Написав эту ценную книгу, он всех без исключения освободил из цикла рождения и смерти» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 8.33-42).
30 мая — Ганга-пуджа, почитание священной реки Ганги. Гангу прославляют потому, что она берет свое начало у пальцев лотосных стоп Господа. Мать Ганга — это не просто река в Индии, это — река всей Вселенной. Она течет через всё мироздание, очищая великих мудрецов и полубогов. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами также описывает славу реки Ганги. Гангу называют патита-павана, спасительницей всех грешников. Ганга — это единственная небесная река, которая течет через всю Ввселенную, и великие мудрецы во всем мироздании извлекают из этого пользу. Кто бы ни коснулся своей головой вод Ганги, непременно касается лотосных стоп Господа и может избавиться от всех последствий своих греховных поступков.
Если после принятия омовения в Ганге или очищения от всех грехов, человек защищает себя от новых прегрешений, то, вне всяких сомнений, он достигнет освобождения. Но если же человек снова принимается за греховную деятельность, то его омовение в Ганге подобно купанию слона, который после тщательного омовения в реке портит всё, посыпая себя пылью на берегу.
1, 15 и 31 мая — ведические посты на экадаши, соответственно за Мохини-экадаши, Апара-экадаши и Пандава-нирджала-экадаши. «Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из зерновых и бобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.
В этом году на месяц май выпадает не два, как обычно, а три экадаши. Необычен и сам, этот третий экадаши. Если в обычные экадаши можно употреблять пищу, за исключением того, о чем говорится чуть выше, то в Пандава-нирджала-экадаши принято вообще воздерживаться от любой еды и даже от питья воды. Поэтому он так и называется — «нирджал» (букв. «без воды», санскр.). А «Пандава» означает, этот пост связан с легендарными братьями рода Панду. Подробнее об этом рассказывается в Брахма-вайварта-пуране.
Подготовил Юрий Плешаков