Великому Энцо Мари (1932-2020).
Представьте себе дизайнера, который самовыражается через простоту и пользу, потому что они объективны, в отличие от субъективной красоты и прочих надуманных атрибутов. Представьте, что этот путь ведет дизайнера к огромному успеху - сотни объектов реализуются на разных производствах и пользуются успехом на рынке. Но это не дает создателю выразить своё искусство в полной мере - максимальная польза, минимальные затраты, высокая ценность. В каждом предмете, создающемся на неком производстве и выходящем на рынок стандартными путями, есть, помимо настоящей ценности, прибавленная стоимость - земля (аренда, налог), здание фабрики (аренда, налог, амортизация, коммунальные платежи), станки (кредит, амортизация), фонды оплаты труда (от сторожа до директора со всеми налогами и пенсионными отчислениями), логистика (доставка материала, отгрузка продукции), магазин (здание, персонал, реклама, налоги). Не кажутся ли вам эти звенья посредников лишними по пути от дизайнера к пользователю? Каким образом их можно сократить? Очень просто - дизайнер создает предмет из простого, доступного и дешевого материала, который вы можете купить в ближайшем для вас строительном магазине. Дизайнер оставляет чертеж и модель для сборки своей идеи в открытом доступе. Дальше уже вы представляете из себя и логистическую компанию, и фабрику столярных изделий, и контроль качества, и продавца, и покупателя. Можете себя похвалить или поругать, выдать зарплату или нет - все на ваше усмотрение. Если собирать этот стул из досок из ближайшего магазина и гвоздей\саморезов - это выйдет вам в тысячу рублей (при условии наличия инструмента для сборки и форматирования деталей на станке в магазине). Дешевле сделать невозможно - первая цель выполнена. Вы получили стул, которым можно пользоваться - вторая цель выполнена. Так как вы собирали этот предмет своими руками и прошли весь путь - этот предмет будет иметь для вас большую ценность, нежели предмет, созданный кем-то-там - третья цель выполнена.
Энцо Мари шутил, что готов завещать все свои изобретения людям, при условии что они будут открыты только через 40 лет после его смерти, когда "вымрет поколение потребителей и идиотов". Творец добивался в своих работах настоящей простоты, пользы и искренности, не убиваясь украшательством. Все исходит из понимания, что важнее создать работающий двигатель и коробку передач, чем украсить их вензелями и назвать коллекционными. Он не шел с собой на компромиссы и не позволял никаких "но" и "наверное" - либо да, либо нет. Поэтому эти предметы являются идеальным образцом его мысли. На них бесполезно делать оммажи, переосмысливать и пытаться что-то улучшить - автор уже все учел. Сделайте этот стул из алюминия, золота, керамики, пластика, стекла, мрамора, чего-угодно-другого - вы только докажете правоту его слов о "поколении".
Эта статья является продолжением статьи про цирк|улярный дизайн, где дизайнер делал интерьер магазина, выполнял пол из алюминиевых профилей, и остались обрезки алюминиевого профиля, из которого собрали стул Энцо Мари. Но может это новый тренд и нас скоро ждут стулья Энцо из картофельных очисток, удаленных зубов, пластилина, или же напечатанные на 3д-принтере или высеченные из мрамора...
Ваша Функция Архитектура.
Думать, делать, думать.