Найти в Дзене
культшпаргалка

Модники и маргиналы: папа Гайдн

Гайдна трудно представить себе иначе как пожилым человеком, на всех портретах он запечатлён солидным господином в почтенных летах. Широкая известность пришла к нему только после сорока, а настоящая - огромная публичная слава со всеми вытекающими - портретами, бюстами, биографическими статьями, интервью и прочим - после шестидесяти. Именно в этом возрасте он написал все свои хрестоматийные шедевры - Лондонские симфонии, оратории "Времена года" и "Сотворение мира". _________________________________ Это продолжение цикла "Модники и маргиналы" об особенностях гардероба великих композиторов . Начало (о Моцарте) 👉здесь. ________________________________ Добродушный старичок Йозеф Гайдн умер в 77 лет (в 1809 году), и спустя пару десятилетий стало ясно, что его "благоустроенная" (по выражению Глинки) музыка не вписалась в новый, бурный романтический век. Она стала восприниматься как атрибут прошлого, нечто уютное и милое, но совершенно бесполезное ("переливание из тоники в доминанту", "пилика
Оглавление

Гайдна трудно представить себе иначе как пожилым человеком, на всех портретах он запечатлён солидным господином в почтенных летах. Широкая известность пришла к нему только после сорока, а настоящая - огромная публичная слава со всеми вытекающими - портретами, бюстами, биографическими статьями, интервью и прочим - после шестидесяти. Именно в этом возрасте он написал все свои хрестоматийные шедевры - Лондонские симфонии, оратории "Времена года" и "Сотворение мира".

_________________________________

Это продолжение цикла "Модники и маргиналы" об особенностях гардероба великих композиторов . Начало (о Моцарте) 👉здесь.

________________________________

Джон Хопнер. Портрет Йозефа Гайдна (фрагмент), 1791 г.
Джон Хопнер. Портрет Йозефа Гайдна (фрагмент), 1791 г.

Добродушный старичок

Йозеф Гайдн умер в 77 лет (в 1809 году), и спустя пару десятилетий стало ясно, что его "благоустроенная" (по выражению Глинки) музыка не вписалась в новый, бурный романтический век. Она стала восприниматься как атрибут прошлого, нечто уютное и милое, но совершенно бесполезное ("переливание из тоники в доминанту", "пиликанье" - так писала о нём русская критико XIX века), а сам Гайдн с его неоспоримыми заслугами занял место престарелого "свадебного генерала" классической музыки.

"Я очень уважаю почтенные, великие даже услуги, оказанные этим добродушным старичком симфонической и камерной музыке", писал о Гайдне Чайковский. "Любезным" и "беззаботным" старичком называл его и Антон Рубинштейн. Балакирев высказывался о нём и вовсе фамильярно - "папаша Гайдн".

Надо сказать, что Гайдн прекрасно чувствовал себя в этом образе и, похоже, сам культивировал образ добросердечного "папы" (так по-домашнему называли его оркестранты руководимой им княжеской капеллы и ученики). Даже говорящего попугая, привезённого им из Лондона, он научил кричать "папа Гайдн".

В самом характере Гайдна было нечто умиротворяющее-патриархальное: он почитал Господа Бога и социальную иерархию, был добр к людям, не любил конфликты и смотрел на жизнь философски.

В отличие от Бетховена, который был довольно несдержан в высказываниях, и на репетициях иногда позволял себе грубую брань в адрес оркестрантов, доводя их до белого каления, Гайдн вёл себя совершенно иначе.
Работая с английским оркестром в Лондоне, куда Гайдн приехал на гастроли, он обращался к каждому, кто делал ошибки, не иначе как "мой дорогой" и "мой ангел" и не забывал говорить музыкантам "Thank you!".

Был только один человек, по отношению к которому Гайн высказывал явную антипатию - его 👉собственная жена.

Английская вдова

Конечно, "вечно старый" "папа Гайдн" в некотором смысле - это витринный образ. Вообще-то он был очень живым, энергичным и увлекающимся человеком.

В детстве он не раз получал розги за свои проказы и даже был отчислен в 17 лет из хора собора Святого Стефана за хулиганство (во время репетиции ножницами отрезал косичку стоящему впереди мальчику). В молодые годы он любил устраивать розыгрыши, и до старости развлекал публику разнообразными шутками и шуточками в своих сочинениях. В том числе и довольно шокирующими 👇

В шестьдесят лет Гайдн освоил разговорный английский и впервые в жизни выехал за пределы Вены, чтобы переправиться через Ла-Манш и завоевать Англию. Здесь, несмотря на болезни пожилого возраста, он проявил себя как неутомимый турист. Многое в этой стране вызывало его живой интерес и искреннее удивление.

Кроме того (и это уж совсем не вписывается в образ "старичка"), всю свою жизнь Гайдн был пылким кавалером. Три долгих романа с молодыми очаровательными дамами описаны в его биографии. Уже на седьмом десятке во время своих лондонских гастролей он разбил сердце одной английской вдове, долго писавшей ему нежнейшие любовные письма.

Людвиг Гуттенбрунн. Портрет Йозефа Гайдна (фрагмент)
Людвиг Гуттенбрунн. Портрет Йозефа Гайдна (фрагмент)

По некоторым воспоминаниям, даже в последние годы, когда ревматизм приковал Гайдна к креслу, "при прощании с теми, кто посещал его, он говорил с лукавой улыбкой:

«Поприветствуйте от меня всех прекрасных женщин на улице!»

Бедно, но опрятно

Итак, теперь о гардеробе такого замечательного человека. Он заслуживает отдельного разговора, поскольку в нём отражаются важные черты незаурядной личности Гайдна.

В отличие от Моцарта, которого с детства 👉наряжали как куклу и возили по светским гостиным, Гайдн ни о чём таком не мог и мечтать. Он вырос в семье деревенского ремесленника и кухарки, в доме, который Бетховен назвал "хлевом", удивившись, что в нём мог родиться такой великий человек.

Шестилетним ребёнком он уехал из родного села "в люди" и с этого момента не знал ни семейного тепла, ни игрушек, ни еды вдоволь.

Детство и юность Гайдн провёл на тощих казённых хлебах в интернате хоровой школы при венском соборе Святого Стефана. Здесь мальчикам-хористам выдавали скромную форменную одежду. Проблема гардероба заключалась в том, чтобы не получить розог за испачканный костюм или прореху.

Месса в соборе Святого Стефана в Вене (современное фото).
Месса в соборе Святого Стефана в Вене (современное фото).

После интерната, когда в семнадцать лет Гайдн оказался на улице, ему тоже было не до моды: надо было как-то сводить концы с концами. С тех пор от своей одежды он требовал немного - она должна была быть по возможности приличной и опрятной.

Этого принципа он придерживался всю жизнь и на моду не обращал внимания вовсе. Тем более, что носил он не то, что хотел, а то, что ему было положено по службе.

Ежегодные ливреи

В 29 лет он стал вторым (а потом главным) капельмейстером в капелле князя Пауля II Эстергази, и далее до конца жизни переходил в этой должности его наследникам. Сначала как слуга, а позже как живая культурная достопримечательность, которой Эстергази дорожили и гордились.

Князья Эстергази были баснословно богаты и равны по знатности Габсбургам. Они жили практически своим государством, в котором, как пишут историки, имелся даже собственный палач.
К ним запросто, по-дружески приезжали члены императорской семьи, в том числе и сама императрица Мария-Терезия, считавшая, что у Эстергази лучшая в Вене музыка. Иногда она приглашала капеллу (оркестр) князя под руководством Гайдна выступить в Шёнбрунне (летней резиденции Габсбургов).

Поэтому дресс-код всей капеллы и главного капельмейстера соблюдался особенно строго. По контракту Гайдну ежегодно выдавалась одна нарядная служебная ливрея (летняя или зимняя, по его выбору).

Спустя годы, уже когда Гайдн был всемирно знаменит и числился княжеским капельместером только номинально, Эстергази по-прежнему выдавали ему "спецодежду", но теперь уже по два костюма в год.

Вот один из них (он экспонируется в музее Гайдна в Айзенштадте):

-4

Однако на всех портретах он изображён не в них, а в скромных однотонных сюртуках, дополненных шейным платком. Судя по этим прижизненным изображениям Гайдна, его стиль - скромное достоинство и принципиальный консерватизм, как и положено "папе" и "отцу классической симфонии".

-5

Щёгольство было Гайдну в принципе чуждо: он считал свою внешность отталкивающей и даже безобразной. Маленький рост, непропорциональная фигура, изрытое следами перенесённой оспы смуглое лицо и большой, изуродованный полипами (он перенёс несколько операций) нос.

Восковая фигура Гайдн в музее мадам Тюссо, в отличие от живописных портретов, изображает великого композитора без прикрас:

-6

До конца своих дней он одевался по-стариковски, то есть по моде своей молодости, и носил короткие пантолоны с белыми чулками и туфли с пряжками в то время, когда все уже давно перешли на брюки. И конечно - парик, который канул в прошлое ещё до окончания XVIII века.

Парик über alles

Свой первый парик Гайдн надел в шесть лет из соображений опрятности и с тех пор носил их до самой смерти, то есть 71 год. Можно только догадываться сколько париков сменил он за всю его жизнь. Но фасон оставался неизменным: косичка сзади, по три букли справа и слева. Только так и никогда иначе! Что подтверждается всеми портретами Гайдна, написанными с 1770-х по 1796 годы.

Не приходится удивляться, что именно этот человек навёл полный и окончательный порядок в структуре симфонии и квартета.

Гайдн редко снимал парик даже дома, чтобы ни один посетитель не застал его врасплох в неподобающем виде. Мало кто видел его без этого обязательного атрибута его костюма, поэтому трудно сказать точно, какого цвета были его настоящие волосы, и были ли они вообще. (Правда, одна прядь хранится в музее венского Общества друзей музыки - Gesellschaft der Musikfreunde).

Неудивительно, что своего парикмахера - в буквальном смысле "изготовителя париков" - Гайдн очень ценил и даже включил в своё завещание.

Кстати, последний парик Гайдна фигурирует в 👉зловещей истории похищения его головы.

О гардеробе Моцарта здесь 👇

_______________________________

О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-7

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌸