Найти в Дзене
культшпаргалка

Модники и маргиналы: Моцарт

Оглавление

На первый взгляд, то, как одевались гении, не имеет никакого отношения к их музыке. Но вообще-то нет такого "сора", из которого бы не произрастало творчество. И для некоторых великих композиторов обстоятельства их быта, в том числе, одежда, играли важную роль в творческом процессе.

Были, конечно, и те, кто совершенно не уделял внимания своему гардеробу, но это тоже любопытный штрих к человеческому портрету гения. В этой серии статей - назовём её "Модники и маргиналы" - посмотрим, как относились к своему гардеробу разные композиторы.

Начнём с Вольфганга Амадея Моцарта.

Посмертный портрет Моцарта работы Бабрары Крафт. 1819 г.
Посмертный портрет Моцарта работы Бабрары Крафт. 1819 г.

"Я так рад этим пряжкам!"

Послушайте любое его известное сочинение, хотя бы начало "Маленькой ночной серенады"

и вы поймёте, что автор этой музыки вряд ли одевался тускло или неряшливо. Действительно, он был большим модником и не жалел денег на красивую одежду.

В его письмах нет ни одного упоминания о событии, потрясшем всю Европу - Великой французской революции 1789 года, зато о новых пряжках для туфель, которые подарил ему князь Фюрстенберг, он упоминает трижды.

Иначе и быть не могло, учитывая обстоятельства его детства.

В то время, как другие мальчики его круга проводили время в детской с деревянными лошадками и носили удобные и немаркие штанишки и курточки, маленький Моцарт ездил по Европе и выступал с сестрой и отцом перед самой разнообразной публикой, наряженный как настоящий модный кавалер.

В шестилетнем возрасте он несколько раз показывал свои таланты в Шенбрунне (императорской резиденции в Вене), и своей виртуозной игрой на клавире, сообразительностью и совершенно непринуждённым поведением, вызывавшим всеобщий дружный смех, заслужил любовь всего австрийского двора. Императрица Мария-Терезия подарила ему наряд, сшитый для её младшего сына, маленького эрцгерцога Максимилиана, ровесника Моцарта.

Леопольд Моцарт, его отец, тут же заказал портрет своего вундеркинда в этом костюме. На нём изображён миниатюрный щёголь со спокойным и уверенным взглядом. Роскошный кафтан, шляпа подмышкой, шпага на боку и причёска с буклями.

Сравните. Слева шестилетний Моцарт, а справа шестилетний эрцгерцог Максимилиан, тот самый, который уступил ему свой новый костюм.

Не сразу скажешь, кто из них сын провинциального скрипача, а кто наследник трона Священной Римской империи.

В.А.Моцарт в 1763 г. (худ. П.А.Лоренцони ?) и эрцгерцог Максимилиан Франциск Австрийский в 1762 г. (худ. Жан-Этьен Лиотар)
В.А.Моцарт в 1763 г. (худ. П.А.Лоренцони ?) и эрцгерцог Максимилиан Франциск Австрийский в 1762 г. (худ. Жан-Этьен Лиотар)

Наверняка, всё это запечатлелось в детском сознании Моцарта.

Шесть кафтанов

Впоследствии собственный гардероб был предметом постоянной заботы Моцарта. Тем более, что этого требовала его профессия. Он был публичной персоной: регулярно выступал на сцене как пианист, руководил постановками своих опер в театре, появлялся при дворе, имел репутацию самого популярного учителя фортепианной игры в Вене, вёл активную светскую жизнь и любил потанцевать на балах. Кроме того, он просто был молод и хотел нравиться дамам.

Объясняя значительные траты на одежду, он писал отцу, явно утрируя масштаб проблемы:

«Я не мог ходить по Вене, как бродяга. Здесь нельзя дешевить — это главное — иначе с тобой покончено!».

Моцарт предпочитал яркие цвета. В его шкафу на момент смерти (он умер в 35 лет) висело шесть кафтанов: белый, чёрный, красный, жёлто-бежевый, синий и коричневый. К ним прилагалось четыре жилета, девять бриджей, девять пар шёлковых чулок и шесть пар обуви. Даже серьёзные финансовые проблемы в последние два года жизни Моцарта не гасили его страсть к красивой одежде: в числе его посмертных долгов числились и 282 гульдена портному.

Причёска тоже была предметом его регулярной заботы. Париков в последние годы жизни Моцарт не носил - эта мода уходила в прошлое. У него были густые пепельного цвета волосы, которыми он, как вспоминают современники, гордился и регулярно укладывал в красивую причёску с хвостиком и бантом. Во время этих продолжительных процедур он не терял времени даром, в его голове постоянно шёл процесс сочинения музыки.

Парикмахер Моцарта - господин Хадерлайн - вспоминал:

"Однажды утром, когда я делал Моцарту прическу, как раз в тот момент, когда я уже заканчивал хвост, он вдруг вскочил и, хотя я всё ещё держал его хвост в своих руках, бросился в соседнюю комнату, волоча меня за собой, чтобы что-то сыграть на клавире".

...но с перламутровыми пуговицами

Похоже, что Моцарт имел слабость к красному цвету и его оттенкам. Это видно по его портретам и упоминается в воспоминаниях знавших его людей: красный камзол с чёрными пуговицами (в знак траура по недавно умершей матери) в 1781 году или малиновая накидка, в которой он приходил на репетиции "Свадьбы Фигаро" в 1786.

Моцарт в 1770 году (худ. Саверио Далла Роза) и фрагмент семейного портрета Моцартов (худ. Иоганн Непомук делла Кроче), 1780 г.
Моцарт в 1770 году (худ. Саверио Далла Роза) и фрагмент семейного портрета Моцартов (худ. Иоганн Непомук делла Кроче), 1780 г.

Один из красных кафтанов он получил в подарок от своей поклонницы и покровительницы баронессы фон Вальдштеттен. Эта дама брала у Моцарта уроки, и с тех пор, как он переехал из Зальцбурга в Вену, постоянно опекала его. Она, фактически, устроила его брак с Констанцией, сумев смягчив гнев отца Моцарта по этому поводу, и даже устроила молодожёнам свадебный ужин в своём имении.

Отношения у них были вполне дружеские и даже несколько фривольные, и он позволил себе намекнуть ей о том, что грезит о красном кафтане, но, якобы, не знает, где его купить и сколько он стоит. Заодно он изящно переводит разговор на драгоценные пуговицы, которые бы замечательно к нему подошли:

"Мне непременно нужен такой фрак, достойный того, чтобы нашить на него те самые пуговицы, мечтами о которых я давно уж обременён. Я видал их однажды, когда подбирал себе пуговицы к одному платью. ... Они из перламутра, а по краю идут какие-то белые камешки, а посередине - красивый жёлтый камень..."

В заключение он с шутливым драматизмом сетует на судьбу:

"Мне так хочется покупать всё добротное, настоящее и красивое! Почему же получается, что те, кто не может себе это позволить, всё бы отдали, чтобы это иметь, а те, кто может это позволить, этого не делают?"

Конечно, баронесса пообещала купить Моцарту красный фрак. Эта радостная весть заставила его написать баронессе восторженное письмо, которое начинается таким образом:

"Наилюбимейшая, Наипревосходнейшая и Наипрекраснейшая, Позолоченная, Посеребренная и Посахаренная Дражайшая и Драгоценнейшая Милостивая Госпожа Баронесса!"

Такие милости от своей покровительницы Моцарт, конечно, заработал уроками, которые он давал баронессе, всяческими услугами и встречными подарками. На этот раз он послал ей прелестное и нарядное Рондо ре мажор для фортепиано с оркестром (новый финал для старого концерта №5), и оно, конечно, стоит и красного фрака, и всех его перламутровых пуговиц.

Здесь Малколм Билзон играет на молоточковом пианофорте времён Моцарта в сопровождении оркестра Джона Элиота Гарднера The English Baroque Soloists.

Неважно, что наполняло Моцарта жизненной эйфорией - новая причёска, камзол, кафтан, шляпа с золотым шнуром, профессиональный успех, победа в партии бильярда или женская красота. Важно, что всё это переплавлялось в творческое вдохновение и новые шедевры.

Все материалы о Моцарте здесь 👇

Моцарт

Об интересных особенностях гардероба Йозефа Гайдна здесь 👇

______________________________________________________

О популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-4

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!