Найти в Дзене

Международная космическая станция. 28 апреля 2023 года

Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 69 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Сергей Прокопьев (Россия), бортинженеры станции Дмитрий Петелин (Россия), Франциско Рубио (США), Стивен Боуэн (США), Уоррен Хобург (США), Султан аль Неяди (ОАЭ), Андрей Федяев (Россия).

График работы обитателей Американского сегмента станции был выстроен с целью проведения выхода в открытый космос из Шлюзового модуля Quest. Российские космонавты также продолжали подготовку к внекорабельной деятельности и проведение научных исследований.

После подъема, утренней конференции по планированию и завтрака Стивен Боуэн и Султан аль Неяди приступили к выполнению программы работ перед выходом. В Шлюзом модуле Quest астронавты расконсервировали скафандры EMU, проверили их герметичность, работу систем, органов управления, прохождение информации, передачу медицинских параметров и связь. В этой работе им помогали Франциско Рубио и Уоррен Хобург.

Султан аль Неяди в шлюзовом отсеке ШК Quest. Фото: nasa.blog.com
Султан аль Неяди в шлюзовом отсеке ШК Quest. Фото: nasa.blog.com

Вторым этапом астронавты проверяли инструменты и оборудование, предназначенное для работы в открытом космосе. Были осмотрены различные фалы, карабины, крепежные приспособления, сформированные укладки с инструментами. Специалисты ЦУП-Х провели последние инструктажи по различным операциям по время выхода и общей циклограмме работ.

В это время Уоррен Хобург извлек в Лабораторном модуле Destiny и Узловом модуле Tranguility два ранее размещенных монитора формальдегида FMK и считал с них показания. Данные он занес в компьютер медицинской стойки HRF в европейском модуле Columbus для сброса на Землю.

Франциско Рубио в Узловом модуле Tranguility провел замену маховика цилиндра на силовом тренажере ARED. Этот тренажер использует вакуумные цилиндры с регулируемым сопротивлением, приводимые в действие поршнями, а также систему маховика для имитации упражнений со свободным весом в условиях нормальной гравитации.

После обеда Стивен Боуэн и Султан аль Неяди надели кислородные маски и выполнили цикл физических упражнений для десатурации организма и вывода из крови азота. Эта процедура позволяет астронавтам быстрее адаптироваться к внутренней атмосфере и давлению в скафандре EMU.

В это время Франциско Рубио и Уоррен Хобург активировали стойки управления манипулятором RWS, размещенные в Обзорном модуле Cupola и Лабораторном модуле Destiny. Манипулятор SSRMS был включен, протестирован и подведен к Шлюзовому модулю Quest для обеспечения внекорабельной деятельности выходящих астронавтов. Также была настроена фото и видеоаппаратура для съемки деятельности астронавтов «за бортом» через иллюминаторы модулей.

Завершив все подготовительные операции Стивен Боуэн и Султан аль Неяди приступили к облачению в скафандры. Помощь им оказывали Уоррен Хобург, Франциско Рубио и Сергей Прокопьев. Облачаясь в снаряжение астронавты тщательно проверяли узлы крепления, герметичность и подгонку частей скафандров. Завершив облачение астронавтов разместили в шлюзовой камере и закрыли переходные люки между отсеками. Проверив герметичность люков был начат процесс сброса давления.

Султан аль Неяди выходит в открытый космос из ШК Quest. Фото: nasa.blog.com
Султан аль Неяди выходит в открытый космос из ШК Quest. Фото: nasa.blog.com

В 13.11.00. выходной люк Шлюзового модуля Quest был открыт и выход в открытый космос начат. Для Стивена Боуэна этот выход стал восьмым в карьере астронавта и он работал в скафандре с красными полосами. У Султана аль Неяди этот выход стал первым и он работал в скафандрах без полос.

Выйдя наружу, астронавты некоторое время привыкали к новой для себя обстановке, а затем приступили к выполнению программы работ. Султан аль Неяди закрепился на манипуляторе SAFER и Франциско Рубио вместе с Уорреном Хобургом перенесли его к месту работ на секции S6. Стивен Боуэн добирался самостоятельно. Поднявшись на Основную ферму он перешел на секцию S6. Пока астронавт добирался, Султан аль Неяди подготовил рабочее место на начал прокладку и подключение кабелей. Вскоре совместными усилиями они проложили кабель питания от места размещения новой солнечной батареи iROSA канала 1В, которую планируется установить в следующих выходах. Кабель прокладывался внутри секции и крепился специальными держателями и зажимами. Затем он укрывался многослойной теплоизоляцией MLI.

Прокладка кабелей на секции S6. Фото: nasa.blog.com
Прокладка кабелей на секции S6. Фото: nasa.blog.com

После этого Стивен Боуэн переставил шарнирное переносное удерживающее устройство AFER с одного борта секции на другой, а Султан аль Неяди, перемещаясь на манипуляторе, перевез сумки-укладки с инструментами.

Переместившись в новую рабочую зону астронавты приступили к прокладке второй линии кабелей электроснабжения, но уже солнечных батарей канала 1В. Порядок работ был точно таким же. Сначала кабель прокладывался внутри секции, затем крепился специальными держателями и зажимами, после чего он укрывался многослойной теплоизоляцией MLI.

Завершив выполнение основной задачи по прокладке кабелей, астронавты приступили к дополнительному заданию. Они перешли на внешнюю платформу для хранения грузов ESP-2. Здесь им предстояло демонтировать антенный блок RFG системы связи S-диапазона и вернуть его внутрь станции для ремонта.

Стивен Боуэн и Султан аль Неяди работаю в открытом космосе. Фото: nasa.blog.com
Стивен Боуэн и Султан аль Неяди работаю в открытом космосе. Фото: nasa.blog.com

Закрепившись на платформе Стивен Боуэн и Султан аль Неяди приступили к работе. Периферийные болты опоры антенны были откручены легко, но дальше возникла проблема. Центральный крепежный болт никак не хотел откручиваться. Увеличив силовой момент ручного инструмента астронавты предприняли новую попытку, но вновь безрезультатно.

Стронуть болт попробовали специальным ключом и опять неудача – сломалась головка болта при откручивании. В ход пошел молоток, удары которого также не помогли. После значительных усилий, предпринятых при попытке снять блок RFG с платформы ESP-2, ЦУП-Х отменил задачу и дал команду астронавтам возвращаться в станцию. Новые попытки демонтажа антенны будут предприняты в следующем выходе.

Астронавты работают на внешней грузовой платформе ESP-2. Фото: nasa.blog.com
Астронавты работают на внешней грузовой платформе ESP-2. Фото: nasa.blog.com

Получив указание возвращаться, астронавты закрепили антенный блок RFG, закрыли его теплоизоляцией и собрав инструменты направились домой.

В 20.12.00. выходной люк Шлюзового модуля Quest был закрыт и работа в открытом космосе завершена. Продолжительность внекорабельной деятельности Стивен Боуэна и Султана аль Неяди составила 7 часов 1 минуту.

Работа астронавтов в открытом космосе по программе EVA-86. Фото: nasa.blog.com
Работа астронавтов в открытом космосе по программе EVA-86. Фото: nasa.blog.com

Обратное шлюзование прошло в штатном режиме и вскоре внутренний люк был открыт. В отсеке экипажа астронавтов уже ожидали Франциско Рубио, Уоррен Хобург и Сергей Прокопьев. Они помогли Стивену Боуэну и Султану аль Неяди выйти из скафандров и выполнили необходимые операции, связанные с завершением работы «за бортом» станции.

Переодевшись полетные костюмы и пообедав, Стивен Боуэн и Султан аль Неяди занялись обслуживанием скафандров EMU в Шлюзовом модуле Quest. Астронавты провели очистку, и сушку скафандров, шлемов и перчаток. Были выполнены операции по переводу систем модуля в штатный режим и конфигурацию систем связи. Осмотрели и уложили на хранение снаряжение и оснащение, использовавшееся во время работы в открытом космосе.

Российские космонавты в течение дня работали по своей программе. В малом исследовательском модуле «Поиск» Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин продолжали подготовку к своему выходу в открытый космос. Они расконсервировали скафандры «Орлан-МКС №4 и №5 и выполнили проверку функционирования их систем.

В Многоцелевом лабораторном модуле «Наука» Андрей Федяев провел регламентное обслуживание ассенизационно-санитарного устройства. Он заменил мочеприемник, шланги, фильтр-вставку, емкость с консервантом и емкость для сбора сточных вод. По завершении работ космонавт проверил функционирование установки и ввел ее в работу.

Технический эксперимент «Идентификация» провел на станции Дмитрий Петелин. В ходе эксперимента ведется исследование динамики конструкции МКС при различных внешних силовых воздействиях с учетом изменения модульного состава станции. Эксперимент заключается в том, что при проведении на МКС различных динамических операций, а также при работе бортового оборудования с помощью датчиков, входящих в штатную систему измерений, проводятся измерения ускорений и микроускорений на элементах конструкции РС. По результатам измерений ускорений на конструкции РС определяются динамические характеристики сборок МКС различной конфигурации, для уточнения и верификации их математических моделей, используемых для расчётов условий микрогравитации и нагрузок на конструкции РС. Космонавт настроил и подключил измерители ускорений, установленные в СМ «Звезда» и ФГБ «Заря», систему регистрации показаний датчиков, установленных в ФГБ «Заря» и систему для регистрации показаний датчиков, установленных на СМ «Звезда», подготовив весь измерительный комплекс к регистрации данных во время предстоящих динамических операций.

Столица Катара город Доха с борта МКС. Фото: nasa.blog.com
Столица Катара город Доха с борта МКС. Фото: nasa.blog.com

Следующим испытуемым в медицинском эксперименте «Пилот-Т» стал Дмитрий Петелин. Данный эксперимент исследует надежность профессиональной деятельности космонавта в длительном космическом полете. С помощью Сергея Прокопьева космонавт облачился в специальный шлем, оснащенный датчиками для съема электроэнцефалографического сигнала головного мозга, и прикрепил к телу медицинские датчики для регистрации физиологических параметров. Затем он выполнил ряд имитационных задач по ручному управлению сложными динамическими объектами с учетом шести степеней свободы движения - трех у управляемого космонавтом корабля и трех у космического объекта, с которым нужно стыковаться. Эксперимент проводился на бортовом компьютерном тренажере, оснащенным двумя ручками управления, имитирующими характеристики пространственного движения виртуального космического корабля в реальном масштабе времени. При выполнении заданий эксперимента для оценки функционального состояния космонавта у него регистрировался ряд физиологических показателей, в том числе ЭКГ, пульсовая волна, электрокожное сопротивление, дистальная кожная температура мизинца. По окончании выполнения задач Дмитрий Петелин прошел когнитивные тесты, направленные на оценку памяти, мышления, переключения внимания, скорости и точности сенсомоторного реагирования.

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA#Роскосмос

Наука
7 млн интересуются