Найти тему

Как научить ребенка говорить грамматически правильно?🤔

Оглавление

Под лексико — грамматическим строем речи понимают словарный запас и грамматически правильное его использование.

Что такое словарный запас? 

Словарный запас – это набор слов, который характеризуется объемом и составом частей речи. Словарный запас или лексическая сторона речи является одним из компонентов речевой системы, которую необходимо формировать у детей в любом возрасте. Грамматический строй речи помогает нам правильно использовать взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Основные ошибки лексико – грамматических форм детей в дошкольном возрасте:

  • Неправильное окончание существительных множественного числа (примеры: ботинков, перчатков, лошадков и т.д.)
  • Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (примеры: котятов, свинятов, коровятов и т.д.)
  • Неправильное употребление несклоняемых имён существительных (примеры: мы видели много мороженов, я пил много какавов и т.д.) 
  • Неправильное определение рода существительных, особенно среднего рода: (примеры: это моя яблоко, это мой мороженое, это мои стул и т.д.)
  • Неправильное ударение при склонении существительных: (примеры: в зоопарке видЕли много волковОв и т.д.)
  • Образование сравнительной степени прилагательных: (примеры: хороший – хорошеватый и т.д.)
  • Образование глагольных форм: (примеры: лошадь скакает, ты доедишь булку? и т.д.)
  • Склонение некоторых местоимений, числительных: (примеры: пять утенка, три ведро, и т.д.)
  • Образование страдательных причастий: (примеры: строетая башня, нарисоватый домик и т.д.)
Если вы замечаете подобные ошибки у своего ребенка, то не стоит сразу бежать к специалисту, а возможно стоит наладить ваше с ним общение посредством различных игр.

 Поэтому я рекомендую родителям применять следующие игры для развития лексики.

Примеры игр, которые помогут направить речевое развитие ребенка в нужную сторону:

«Жадина»

 цель научить ребенка правильно использовать местоимения (пример это чья лошадка? Моя лошадка и т.д.)

«Найди лишний предмет»

 (пример: яблоко, апельсин, помидор, банан). В данном виде игры мы развиваем не только способность ребенка рассуждать и вычленять лишний предмет, а так же умение объединять находить общее среди предметов, развиваем словарный запас ребенка.

«Один — много» 

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. можно использовать любые лексические темы (овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. (пример: «Огурец — огурцы, помидор — помидоры, репа — репы».)

«Назови ласково» 

Цель:научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (пример: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково?» помидорчик.) 

«Большой — маленький» 

цель: научить образованию слов по форме и велечине (пример: дом – домик)

«Скажи наоборот»

 Цель: научить ребенка подбору антонимов (пример: высокий – низкий, длинный – короткий)

В процессе таких игр с грамматическим содержанием наши дети обучаются быстрее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в процессе общения. 

Особое внимание и стоит уделить взрослым в своем общении с детьми. Ребенок должен слышать правильную речь.

Частые ошибки родителей при общении с детьми:

  • Если родитель постоянно будет говорить скажи правильно, повтори правильно – в данном случае у ребенка пропадает интерес говорить вообще. В таком случае стоит просто повторить правильный вариант и ребенок со временем начнет самостоятельно исправляться.
  • Часто используете различные гаджеты – в данном случае у ребенка работает только зрительное восприятие и отсутствует заинтересованность в речевом общении. Это не говорит о том, что нужно убрать из жизни ребенка все, но стоит разделять это время вместе с ним, говорить ему объяснять все что он увидел, задавать вопросы и помогать ему отвечать.
  • Если вы будете с ним «сюсюкаться».
  • Отсутствие активных игр. Игра — это основная ведущая деятельность ребенка, так он познает свою жизнь учится взаимодействовать с миром и в том числе развивает свою речь.
  • Если не будете предоставлять ребенку выбор, а по каждому указу пальца будете бежать и выполнять его желание. Предоставляйте ребенку выбор что ты хочешь? Яблоко или банан? Какое яблоко, красное или зеленое?
  • Если ваша речь будет не внятной – помните вы пример для своего ребенка.