Проходя мимо музея, увидел группу школьников 6 класса на экскурсии и это было весьма примечательно.
Итак, впереди идёт экскурсовод, - женщина средних лет, что-то негромко рассказывает, рядом с ней пять-шесть школьников и лишь они её слушают. За ней - длинная вереница из школьников и замыкают её три педагога-сопровождающих, все женщины лет 50-55-ти.
Я стал свидетелем небрежного отношения к своим профессиональным обязанностям, свидетелем профнепригодности и нежелания работать, даже за деньги и когда это твоя обязанность.
Дети, которые шли за экскурсоводом, не слушали, а разговаривали между собой, при этом веселясь и смеясь, а педагоги шли в самом конце и мило беседовали о чём-то своём, не обращая никакого внимания ни на своих подопечных, ни на экскурсовода. То есть дети на своей волне, а взрослые на своей.
Задача экскурсовода завладеть вниманием всех без исключения экскурсантов, она не должна вещать для малой группки из 5-6 человек, должна говорить громко и четко, обращаясь ко всем и каждому, при необходимости подождать, пока все к ней подойдут.
Когда я учился в школе, у нас конечно же тоже были экскурсии, хоть и не часто, к сожалению, но, если бы возникла похожая ситуация, что кто-то из детей разговаривал бы во время экскурсии и тем более смеялся, когда экскурсовод вещает, то сопровождающий педагог тут же бы подлетела и сделала бы строгое замечание, сказала бы «нельзя разговаривать, слушай экскурсовода». Однако 3 тётушки-педагога рассудили иначе… они решили, мол, пусть отдувается экскурсовод, а они пока отдохнут...
И вот получается, что экскурсия проведена лишь формально, дети не услышали экскурсовода, не впитали, не прочувствовали то, ради чего и было организовано данное мероприятие, а учительницы не проследили за тем, чтобы экскурсия прошла успешно.
Ни у кого из них нет даже понимания, что экскурсия - это не просто очередное обязательное для проведения мероприятие, не просто приятное времяпрепровождение, что такие мероприятия призваны не только информировать, но и воспитывать души молодого поколения, формировать личность, расширять сознание, делать из человека животного типа человека культурного, однако никакого приобщении к культуре, к истории, к традициям России не происходит, никому нет никакого дела.
Родители этих детей, видимо, не провели накануне экскурсии необходимую беседу, не дали наказ вести себя прилично и слушать внимательно экскурсовода.
На самом деле жалко детей, им явно не повезло с педагогами, которые не радеют за своё дело, относятся к своим функциям чисто формально и скорее всего не любят свою работу, а просто вынужденно отбывают «повинность» в ожидании выхода на пенсию. Были бы у этих детей другие педагоги, может и они были бы другими.
13.4.23