Человек легкомысленный во всём видит случайность, а человеку внимательному и благоговейному открывается Промысел Божий. Об этом сказал митрополит Святогорский Арсений после молебна преподобному Серафиму Саровскому 10 октября. Богослужение было совершено по случаю обретения иконы этого святого.
«Преподобный Серафим Саровский, являя своё молитвенное предстательство и заступничество о нашей святой обители — а значит и о нас, грешных, — особым образом пришёл к нам сюда, в святую обитель, — честною своею иконою», — отметил владыка Арсений.
«Святые Серафим Саровский и Иоанн Затворник были родом из Курска, обоих их воспитывали матери-вдовы. И семья Крюковых, и семья Мошниных жили на одной улице и были прихожанами одного храма — в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В этом храме поколения Мошниных и Крюковых исповедовались и причащались, отпевали своих почивших сродников, венчались, крестили своих детей», — рассказал наместник Лавры.
От племянника святого Серафима преподобный Иоанн — а тогда 8-летний Ваня Крюков — впервые услышал о подвиге затвора. Восхищаясь, он говорил: «Вот так хорошо жить! Вот так хорошо спасаться!»
«Слова 8-летнего мальчика были услышаны Богом», — отметил владыка Арсений и добавил, что обоих подвижников их матери благословили на монашескую жизнь одинаковыми крестами. Крест святого Иоанна и ныне лежит на его мощах.
«Оба преподобные получили благословение в Киево-Печерской Лавре, куда направили стопы к преподобным Печерским, чтобы искать воли Божьей и образа жизни монашеской. Оба угодника Божьих прославились кротостью и смирением, послушанием и трудолюбием — добродетелями, присущими монашескому чину», — продолжил владыка Арсений.
Рассказав о трудолюбии этих святых, владыка наместник пояснил, какое имеет значение для духовной жизни труд: «Святые отцы говорят, что молитва есть труд из трудов и, чтобы научиться молиться, сначала нужно научиться трудиться — научиться прежде меньшему труду, физическому. И потом постоянство, прилежание и упорство в труде даст прилежание, упорство и постоянство и в молитвенном делании, в молитвенном труде. Есть те, кто говорят, что физический труд мешается молитве, — нет. Добродетель никогда не мешает добродетели. И все великие подвижники были великими тружениками: взять ли Силуана Афонского, который нёс послушание на монастырской мельнице, таскал мешки непосильные, взять ли преподобного Серафима Саровского, Иоанна Затворника, Сергия Радонежского…»
Святой Арсений (Митрофанов), архимандрит и восстановитель Святогорского монастыря после периода запустения 1787–1844 гг., трижды был на беседе у преподобного Серафима Саровского. Святой Серафим дал будущему преподобному Арсению благословение на монастырское послушание. В частности, в одной из бесед он сказал такие слова: «Когда придёшь в монастырь, тебе будут приходить помыслы: “Тот не так делает, этот не так делает…” А ты всегда с себя спрашивай: “А я так-то делаю? А я правильно делаю? Смиряй себя”».
«Такое наставление дал преподобный Серафим Саровский нашему архимандриту Арсению, которое тот записал в своих воспоминаниях», — сказал нынешний наместник Лавры.
Возвращаясь к истории обретения иконы, он отметил, что всё, что происходит, происходит не случайно, а по Промыслу Божьему. «Угодники Божьи молятся за нас. Ежедневно, празднуя память того или иного святого, мы как бы переходим из-под молитвенного покрова одного угодника под молитвенный покров другого. Но сегодня особый случай. Для человека легкомысленного во всём — случайность, для человека внимательного и благоговейного во всём — Промысел Божий. Не даром икона святого Серафима Саровского приплыла со стороны села Богородичное — села, которое Она взяла под Своё покровительство и которому сообщила Своё имя. Именно с той стороны, как бы из рук Богородицы, приплыл образ Её любимца, преподобного Серафима Саровского, который сим малым образом показывает великое заступничество святых угодников за нас, грешных, и великое деяние Промысла Божия о нашей святой обители», — продолжил владыка Арсений.
Он призвал всех стараться воспитывать в себе смирение, которое было присуще и святому Серафиму, и подражавшему ему преподобному Иоанну Затворнику.
«Сегодня с верой и любовью прикладываемся к иконе преподобного Серафима Саровского, прося его помощи. … И дай Боже, чтобы по молитвам его Господь сохранил нас всех, братья и сестры», — пожелал митрополит.
В завершение владыка Арсений призвал всех стараться жить деятельной любовью и не требовать проявления таковой по отношению к себе. «Святые отцы говорят: Господь не сказал, чтобы нас все любили; Господь сказал, чтобы мы всех любили. И Господь сказал ещё: “Любящий Меня заповеди Моя соблюдет” (смотр. Ин. 14:21). Так и любящий ближнего сохраняет послушание — будь то монах в монастыре, будь то дети своим родителям. Дай Боже нам быть одной христианской семьёй, соблюдая послушание по отношению к Богу, Его святым заповедям, и к друг к другу. Дай Боже нам выйти из скорлупы своего эгоизма и увидеть мир вокруг, а он нуждается в нашей помощи, и мы должны помогать людям деятельной любовью и деятельным благочестием, а не только на словах», — заключил митрополит Арсений.
Подать записки о здравии и о упокоении
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2023 г.