Ведьмы. Загадочные, таинственные, бесконечно мудрые и хитрые женщины. Их боялись, их обвиняли в каждом горе, к ним шли за советом, к их мудрости прислушивались.
Ведьмы на Руси были всегда. Изначально, конечно, они были жрицами забытых языческих богов. До сих пор археологи находят ритуальные ножи и пряслица. А арабский путешественник Ибн Фадлан описывал славянскую жрицу богини мертвых и говорил, что славяне называют их «Ангелы смерти».
После принятия христианства они никуда не делись, просто жрицы преобразовались в травниц, шептуний, ведьм, «баб безбожных». А народ продолжал ходить к ним за советом или заговором.
Не смотря на это, в былинах ведьмы чаще всего выступают противниками богатырей. Ведьмы в них являются олицетворением зла, языческого прошлого, безбожного колдовства. Именно поэтому Марина Кайдаловна и Авдотья Лиходеевна яро осуждаются сказителями.
Однако есть в былинах и положительный образ ведьмы. Эта ведьма – тётка Добрыни Никитича.
В былинах её имя может варьироваться или вовсе не называться, но в сборнике Кирши Данилова её имя нам всё-таки дается – Анна Ивановна.
Помимо того, что она родственница Добрыни, она приходится ему ещё и… крестной матерью!
Крестная ведьма?
Это может показаться немного странным и звучит как крестный леший или крестный черт… Но мы же почему-то не задаем вопросов, почему у Золушки фея-крестная? А ведь феи в западном фольклоре такие же потусторонние существа, как и наши ведьмы.
Крестная ведьма Анна Ивановна любит своего крестника и готова встать за него горой, когда тот попадает в беду…
Добрыня и Маринка
В былине «Добрыня и Маринка» богатырь гуляет по городу и от нечего делать стреляет из лука по голубям. Такая странная и опасная забава не могла закончиться благополучно – одной из своих стрел он выбивает окно в доме ведьмы Маринки.
Маринка пользуется в столице Руси самой дурной славой: она совмещает в себе черты вампира и суккуба и «выпила кровь» уже из двенадцати русских богатырей. Ей на канале ещё будет посвящена отдельная статья.
И после перепалки с Добрыней она превращает того в златорогого Тура! Не просто так я упомянул вначале про жриц «Ангелов смерти», потому что в образе Маринки угадывается именно такая жрица. Оборачивание в шкуру является одним из древнейших способов похорон. И превратив Добрыню в быка она метафорично убивает богатыря.
Но Добрыня не унывает и идет туда, где ему могут помочь. Победить настолько могущественную ведьму может лишь другая ведьма. И чтобы привлечь внимание тётушки Добрыня решает разорить её хозяйство:
Увидал он тут стадо да гусиноё
Той же он Анны он Ивановны,
А желанной он своей да было тетушки,
Притоптал же всех гусей да до единого,
Приходил же к стаду к лебединому,
Притоптал же лебедей всех до единого,
Он приходит тур во стадо во лошадиное,
Притоптал же всех коней да до единою,
Говорила тут Анна да Ивановна:
– А не тур то златорогий же,
Пришел в гости любимый племянник мой,
Молодой Добрынюшка Никитич.
Расколдовать племянника может лишь сама Маринка и Анна Ивановна обворачивается вороной и летит прямо на пир к князю Владимиру, где сейчас сидит Маринка.
Колдовское сражение
Что мы представляем, когда слышим про колдовское сражение? Взмахи волшебной палочкой друг на друга, как в Гарри Потере? Состязание в колдовском пении как в Калевале?
В русских былинах всё гораздо более брутально:
А молода Анна Ивановна
Выпила черу зелена вина
А Марину она по щеке ударила,
Сшибла она с резвых ног,
А и топчет её по белым грудям,
Сама она Марину больно бранит
«А и … ты, блудница, еретница!
Я тебя хитрее и мудрее!
А хочешь тебя я собакой обверну?
А и станешь ты, собака, по городу ходить,
Много будешь ты, собака, кобелей водить»
Испугавшись страшного проклятия Маринка превращается в птицу и улетает расколдовывать Добрыню. Вот что значит матёрая русская ведьма!
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.