Зная совместное творчество Юлия Кима и Владимира Дашкевича, я бы не рискнул отнестись к этой песне так серьезно, как это сделала, например, Елена Камбурова. Мне кажется, что два эти заядлые стилизаторы, сочиняя классический женский романс, резвились как дети малые, а то и напевали друг другу это женскими голосами, подпустив скупую мужскую для убедительности. Да и в фильме «Красавец-мужчина» этот романс звучит как откровенное кокетство на грани хулиганства.
Но романс вышел действительно прекрасным, настолько прекрасным, что я не рискнул тут поставить авторское исполнение – там-то точно иронии, не сказать ехидства, хоть лопатой разгребай.
А вот исполнение Галины Хомчик удалось. Тут и пафоса и натужной пронзительности камбуровской нет, и кимовского ехидства тоже. Все в меру. По-женски. Качественно и доходчиво. И очень романсово. Собственно, этой записью я закончу сегодняшний текст, но до того как, возникла тема забавная, и тоже требующая каких-то иллюстраций.
И захотелось почти серьезно поговорить о женских романсах, замечательно написанных авторами мужчинами. Ну, все равно же это, хоть и тщательно скрываемая, но провокация. И чаще всего эти провокации прорываются даже в самые замечательные варианты исполнения.
Лет 20 назад невероятно популярным стал женский романс, написанный Дмитрием Бикчентаевым на стихи Андрея Вознесенского «Милый мой друг». Собственно, песня-то была написана еще на излете советских времен, и уже тогда ее пела Юлия Зигfншина в составе казанского УЛЕНШПИГЕЛЯ. Да, собственно говоря, и написана она была Бикчентаевым для Зиганшиной, сам-то он эту песню не пел, разумеется. Но в нулевых, и десятых этот романс запела едва не каждая вторая исполнительница. И, что забавно, запели это девушки совершенно серьезно, с чувством. Когда-то это и принималось серьезно и тоже с чувством, а когда-то вызывало невольную улыбку в самых патетических местах у мужской половины аудитории. А время от времени даже и у женской.
Мне очень нравится и манера исполнительская, и профессионализм Юлии Зиганшиной, но вот конкретно эту песню в ее исполнении мне слушать странно. Еще в аудиоварианте – туда-сюда, а вот видео я стараюсь пропускать. Поэтому крайне признателен Кире Малыгиной, которая эту песню не так давно спела хотя бы с улыбкой. И именно этот вариант я хочу вам показать.
Еще один потрясающий романс и по духу, и по форме женский. Написан он одним из самых брутальных наших бардов Сергеем Матвеенко. Мне эта песня очень дорога тем, что многие годы она входила в репертуар моей жены Натальи Ончуковой. Была даже крайне веселая история, когда в Перми разом оказалось довольно много известных бардов. Это было время ярмарок социо-культурных проектов. Сидим после насыщенного рабочего дня в гостинице и, понятное дело, расчехляется гитара. И в какой-то момент Наталья поет эту песню. Матвеенко даже не сразу вспомнил, что это его песня, а Галина Хомчик, узнав такое дело, тут же предложила Сергею 100 долларов за право это петь. Ну – шутка, понятное дело, в АП подобные отношения считаются нетрадиционными и не приветствуются, как и любая нетрадиционщина. Посмеялись, конечно. Но в репертуаре Галины Хомчик эта песня так и не появилась. Наверное, что-то не заладилось, а, может, просто решение, отличное от решения Натальи не нашлось. Но показать вам эту песенку в контексте разговоров о женских романсах, написанных мужчинами мне хочется. Тут забавно то, что когда Сергей это писал, он же не думал о том, что получится именно женский романс. Но вот получилось именно так. Настолько, что сам он перестал эту песню петь, и почти забыл.
Забавный сегодня пишется текст. Честно скажу, я просто хотел чуть-чуть пошутить по поводу женских романсов, написанных мужчинами, но, видите, слово за слово – появляются примеры и дополнительные песни, уже не связанные ни с весной, ни с циклом. Но, согласитесь – скучнее-то не становится, так что…
Однако, вернуться к титульной песне сегодняшнего дня нужно. И раз уж в разговоре о ней зацепилась именно такая тема, я таки поставлю вам видео с совершенно не серьезным исполнением этой песни с непосредственным участием Юлия Черсановича. Да еще и с таким участим, какому мои подписчики-мужики могут по-белому позавидовать. Я бы во всяком случае в таком шоу не отказался бы поучаствовать.
Да! Слушать это не обязательно, поют там так себе, а качеством звука вообще никто не озаботился. Можно это даже на перемотке посмотреть. Но сам факт неожиданного прочтения известного романса интересен. Впрочем, тут еще стоит разобраться, какой из вариантов исполнения этого романса более правильный, этот, тот, что в фильме, симфонически-камерный у Камбуровой или чисто бардовский у Галины Хомчик.
Остается поиграть выбранный вариант, но просьба-то в данном случае неминуема: Очень интересно почитать ваши размышления о том, как правильнее исполнять песню Кима-Дашкевича, ну и вообще о том, а надо ли на полном серьезе петь женские романсы, написанные мужчинами. Я имею в виду, конечно, стоит ли петь это серьезно женщинам-исполнительницам. Сравнивайте. Думайте, ну и не поленитесь этот разговор прокомментировать. Он, по-моему, того стоит.