ДЕСЯТЬ ЦЕРКОВНЫХ ПРОПОВЕДЕЙ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРОПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ "ОБ ИСПОВЕДИ".
«Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк.9,25).
Чему многочисленному только не научаемся мы через этот отрывок, чего только не узнаем? Эта небольшая фраза красноречиво провозглашает нам Божество Господа Иисуса и торжественно и достоверно [провозглашает] власть Господа Христа, указавшего: «Я повелеваю тебе».
Мог бы кто-то другой указывать такому же как я, несмотря на подлинное могущество нечистого духа, духа немого и глухого, если бы Он не был Богом? Как возможно немому и глухому духу быть связанному словами Господа, если голос его не сдерживал все и не укрощал природу? Но всегда ли они, чувственно и бессознательно, привыкли к повелевающий силе Господнего голоса? Эти слова так велики и так прекрасны, что могли быть произнесены только из уст Богочеловека Христа. Власть их такова, что они могут заставить повиноваться Владыке Вселенной.
Господь, таким образом, повелел демону выйти, торжественно явил сокрытое в нем Божество и явил Собственную силу.
«Немой и глухой дух, повелеваю тебе, удались от него и выйди из него». Выслушайте мое строгое повеление! «Не входи в него». Повелев ему выйти, Он уже повелевает ему удалиться от всех людей; первыми словами Он величественно показал Себя, а через последующие познается Господство Его могущественной силы.
Какое же сомнение может теперь оставаться у тех, кто слышит это яркое свидетельство, проповеданное устами Христа и подтвержденное последующими словами?
Только души иудеев, ожесточенные нечестием, способны колебаться и сомневаться, потому что нечестие пронзило их сердца, и затмило их уши, и ослепило их глаза, чтобы, видя не видели, и слыша не слышали, чтобы не обратились и не исцелились.
Итак, Господь, наш Иисус Христос, есть Бог, явившийся в мире, и Спаситель рода человеческого, и Врач наших душ и телес, «врачеватель всякой болезни и всякой болезни» своего народа.
Как же значит мы блаженны, что причисляем себя к нашему великому Целителю! Ибо сколько из нас не страдают от душевных или физических страстей; и сколько из нас, пораженных оглушительными страстями, не низводятся ими то в огонь нечестия, то в воду развращения?
Поэтому, поскольку мы нуждаемся в исцелении, и особенно в духовном исцелении, я буду говорить о способе исцеления, который Церковь называет исповедью; об исповеди, следовательно, и речь.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Исповедь является необходимой по следующим причинам:
а) потому что она была заповедана Богом;
б) потому что она восстанавливает и налаживает мир между Богом и людьми;
в) потому что она приносит человеку нравственную и духовную пользу.
а. Исповедь как Божественное повеление.
Исповедь была Божественным Таинством; мы находим ее в Ветхом Завете по тем же причинам, по которым Моисей и в церкви повелел сделать ее публичной, не только для того, чтобы человек мог упражняться в истине и благочестии, но и для того, чтобы он мог избегать беззаконных поступков.
Итак, во имя Божие говорит Моисей сынам Израиля: «если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та» (Числ.5,6). И снова: «пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Числ.5,7).
Итак, во-первых, исповедание, во-вторых, царский выкуп и пятая часть стоимости взятой вещи, а затем совершается Божье искупление.
В Притчах Соломона сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч.28,13).
Благовеститель Матфей, рассказывая об Иоанне Крестителе, говорит, что множество людей из Иудеи и Иерусалима крестились [от него], предварительно исповедав свои грехи.
«Тогда собрались к нему Иерусалим и вся Иудея, и вся область Иорданская, и крестились в Иордане от него, исповедуя грехи свои» (Мф.3,5-6). Таким образом, исповедь была Божественным повелением. Это постановление было повторено в Новом Завете и получило новую власть и авторитет.
Апостол Иаков брат [Господень] заповедует нам: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5,16).
Своими словами апостол Иаков не только рекомендует исповедь, но и показывает пользу от нее: «Дабы вы исцелились». Видите ли вы, какую исцеляющую силу имеет исповедь на душу и тело? А для того, чтобы развеять все сомнения по этому поводу, он также приводит причину излечения: «много может усиленная молитва праведного».
Почему же теперь нужно сомневаться в необходимости и пользе исповеди? Но исповедь также упоминается в Деяниях апостолов как вход в христианство; ибо апостол Лука, повествуя о приходе ефесян к христианству, говорит, что они признавались в своих поступках, объявляя их, и исповедали их открыто. И вот слова апостола Луки: «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19,18).
А евангелист Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он верен и праведен, и простит грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1,9).
Исповедь, как древнейший обычай Церкви, восходит ко временам Иринея, Тертуллиана, Исповедь также рассматривалась древними греками как необходимая и полезная, поскольку те, кто был допущен к Элевсинским и Самофракийским мистериям, предварительно исповедовались в своих грехах. А Сократ советовал исповедь для спасения: «Если же он ошибется, пусть его отведут в сторону, где, если он произнесет суд быстро, он произнесет суд перед врачом, чтобы болезнь неправды не поразила душу и не стала неизлечимой».
Доказав, таким образом, как мне кажется, что исповедь является Божественной заповедью, я перехожу к развитию доказательства того, приносит ли исповедь мир между Богом и людьми, поскольку грех - это нарушение правды. Грех, то есть зло, не будучи сотворенным Богом, занимает место добра, от которого отказался [человек]. Поэтому появление греха, то есть зла, привело к нарушению гармонии творения, угрожая его существованию.
Поэтому неправда, как противоречащая воле Бога, относится к этому Творцу мира, который стремится к удовлетворению Божественной справедливости и устранению зла, т.е. греха. Принцип, согласно которому всякий грех воспринимается так Богом Творцом, проповедовался иудеями и язычниками.
Давид, исповедуясь Богу, сказал, что, согрешив против Него и только против Бога он согрешил: «Тебе единому согрешил и лукавое пред Тобою сотворил» (Пс.50,6), а Гесиод говорит, что на суде была девственница и дочь Зевса (т.е. бога), которая стала чтимой и почитаемой и этими богами; и когда боги ее обесчестили , она с радостью сообщила об этом своему отцу, и, обратившись к нему, поведала ему о неправедном поступке людей, чтобы народ заплатил за несправедливость царей и т.д.
«Есть еще дева великая Дике, рожденная Зевсом, славная, чтимая всеми богами, жильцами Олимпа. Если неправым деяньем ее оскорбят и обидят, подле родителя-Зевса немедля садится богиня, о неправде людской сообщает ему. И страдает целый народ за нечестье царей, злоумышленно правду неправосудьем своим от прямого пути отклонивших. И берегитесь, цари-дароядцы, чтоб так не случилось! Правду блюдите в решеньях и думать забудьте о неправде».
Таким образом, через эти стихи Гесиод не только, кажется, отстаивает принцип того, что всякий грех направлен против Бога, но и то, что если нет творящих неправду, то и нет воздаяния. Гесиод даже идет дальше, признавая, что для удовлетворения правды, то есть справедливости, нарушенной царями народа, народ вершит правосудие, чтобы оскорбленная Божественная справедливость не осталась неудовлетворенной.
Поэтому, согрешая против Бога, мы находимся в состоянии вражды с Ним, а значит, нуждаемся в примирении и Примирителе. Но кто же наш Примиритель? Истинно, Господь наш Иисус Христос примирил нас согрешивших с Богом. (Опять же, я не считаю небессмысленным спросить тех, кто не признает искупительной силы Спасителя, через что примириться нам с Богом, грешным всем нашим существом? Или что мог ли враг Божий, как посредник и поручитель заслуг, заплатить весь долг человечества, а Божественное правосудие удовлетворить? Пусть он знает, что "всякое преступление и непослушание" получает "справедливое воздаяние", потому что и род человеческий, если не удовлетворил Божественному правосудию, не будет спасен. Поэтому Христос стал Спасителем человечества).
И мы говорим, что Христос действительно примирил нас с Богом Своим искупительным подвигом, но чем Христос примирил нас с Ним за наши грехи? Иисус, Который специально особенно заботиться о болезнях людей и их нуждах, и в свое время повелел быть примирителям между нами и Им. Он сделал Своих апостолов Своими примирителями, видя в них Свою власть связывать и развязывать: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23).
Исповедь является необходимой, потому что она примиряет нас с Богом, с духовной сущностью Того, с Кем примиряемся; поэтому необходимо, чтобы мы исповедовались, дабы примириться с Богом.
Переходя уже к раскрытию третьей причины необходимости исповеди, что она и нравственно, и духовно полезна, мы говорим о том, что исповедь необходима, потому что она приносит нравственную и духовную пользу.
Нравственная и духовная польза [от исповеди].
В нравственном отношении обычный исповедник получает пользу:
а) потому что его нравственные искушения немногочисленны и редки,
б) потому что глаз, наблюдающий за грехом, вмешивается в качестве барьера между грешником и грехом и блокирует его свободу совершить грех, и потому что он стыдится лица своего духовника, которому обещал отвергнуться от греха и не повторять исповеданного греха. Это приносит пользу и духовнику, и страх перед духовником, который приходит через исповедь, не отстраняет его от Святых Таин.
Привычка исповеди нравственно воспитывает христианина и постепенно его совершенствует, потому что знание и опыт духовника, опираясь на который будет воспитываться исповедающийся христианин, с одной стороны, учат его тому, что он должен получать и выполнять, с другой стороны, что ему следует соблюдать и чего избегать, потому что своим знанием духовник созидает человека в добродетели и своим опытом охраняет его от искушений.
Священнослужитель является учителем обществ, хранителем семейной нравственности и опорой для сокрушенных сердцем; исповедь в нравственном смысле является величайшим благословением, которое Церковь в вероучительном, нравственном и практическом смыслах, предлагает своим членам.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Показав необходимость и важность исповеди, давайте теперь перейдем к указанию способа, которым она должна совершаться и
а. что исповедь должна совершаться после предварительной подготовки и
б. что исповедь должна быть полной и честной .
А. О том, что исповедь должна совершаться после предварительной подготовки
Исповедь требует предварительной подготовки, потому что тот, кто приходит к духовнику без подготовки, по разумной необходимости не помнит, чего ему не хватает, и не осознает точно, что ему даёт исповедь.
Он как будто бы не знает о неуплаченных своих долгах и о множестве своих прегрешений и грехов, потому что невозможно тому, кто прежде не исследовал себя, после всего должным образом непредвзято взвесив и оценив свои дела по нормам справедливости, извлечь какую-либо пользу из исповеди.
Поэтому человеку, приходящему на исповедь, необходимо исследовать себя и, строго оценив каждый свой поступок, познать свои недостатки и свои достоинства, прийти к своему духовнику и только на исповеди рассуждать с ним об них, ибо рассуждения с духовником о добродетели то же, что и разговор с врачем о здоровье.
Говорить духовнику [о своих] добродетелях есть признак тщеславия и себялюбия, это неуместно, по крайней мере в это время [когда мы находимся на исповеди и исповедуем Богу грехи], также как мы говорим врачу только о болезни телесной, так и духовнику [следует рассказывать только] о болезнях нашей души, ведь подготовка не должна осуществляться каким-либо незаконным образом.
Поскольку человек, который готовится к исповеди, в то же время готовится к Божественной Евхаристии, он должен, следовательно, подготовить себя практическим способом. И в качестве такого святые отцы Священных Синодов предлагали пост - конечно, не тот пост, который ныне практикуют некоторые фарисеи, а христианский пост, который предписан для того, чтобы обуздать наши плотские и душевные страсти, ставшие родными для храм нашего [тела] и очистить его от низкой грязи, которая привлекает все наше внимание и отвлекает нас от нашей души, на душепагубное и суетное.
Ибо каждому христианину должно быть известно, что если он не возносит свой ум к Богу через христианский пост и молитву, если его сердце не сокрушено постом и молитвой, то он не может оценить свое нравственное состояние и свое отношение к Богу, познать тяжесть и полноту своих грехов и с усердием и желанием стремиться к их изглаживанию; ибо известно нам, что мы познаем свои грехи только тогда, когда просвещены свыше, а просвещены мы тогда, когда возвышены молитвой и постом.
Итак, молитва и христианский пост являются зеркалом, показывающим истинный характер наших грехов. Так как наши грехи отделяют нас от Бога, то единственный способ, которым мы можем действительно примириться с Богом, — это христианский пост и молитва, поэтому мы должны идти этим путем, но не бесцельно, а так как если бы мы стремились к [определенной] цели.
Б. О том, что исповедь, чтобы быть совершенной, должна быть искренней.
Это наше исповедание должно быть искренним, чтобы быть совершенным, ибо исповедающиеся неискренне, уподобляются больным, скрывающим свои болезни по неведению, однако если к ним применяется лекарство врача, то оно применяется и духовниками, поэтому наша исповедь должна быть искренней, чтобы она могла быть совершенной и действенной.
Что за трусость, о христианин, в честном и искреннем признании твоего греха? Почему, не преступив Бога, ты уже пренебрегаешь человеком? Разве ты не согрешил перед Богом? Разве Бог не вездесущ? Почему ты человек стесняешься открыть духовнику свою совесть? Послушай, как исповедуется Давид: «Беззаконие мое я познал, и греха моего не скрыл» (Пс.31,5).
И к пророку Нафану, которого Бог послал к Давиду, он возопил, говоря: «согрешил, согрешил я против Господа». Поэтому он был прощен, пророк от имени Бога сказал ему: «Господи, снял с тебя твой грех» (2 Цар.12,13).
Христианин, не думай недостойно об этом таинстве исповеди, не пренебрегай им. Если мы не отречемся от этих вещей после исповеди, на нас лежит такая же ответственность. Если мы не вернём того, что взяли, то никакое прощение грехов не имеет силы, кроме Бога, никакая милостыня из чужих денег не принесет плода.
Если мы, не примиримся с обидчиком, приступаем же к принятию Божественных Таин, то тогда едим и пьем в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор.11,29).
Не будем надеяться, что Бог будет благосклонен к нам, потому что мы не захотели помиловать наших ближних.
Тот, кто хочет быть милосердным, должен сначала проявить милосердие; тот, кто хочет быть возлюблен Богом, должен сначала возлюбить своего ближнего; тот, кто хочет, чтобы ему простили грехи, должен сначала отпустить грехи и проступки своего ближнего.
Христос, желая научить нас этому, включил это слово в Господню молитву: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Отсюда выводится необходимость прощать, как прощены и мы.
Завершая развитие нашей темы, помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он исцелил и наши души, обуреваемые глухими и немыми страстями, которые каждого из нас стремятся истребить, иногда ввергая в огонь пожеланий, а иногда - в воды нечестия.
Мы умоляем Его укрепить нас в вере, чтобы мы неуклонно искали своего спасения, ибо через горячую веру отца исцелился сын, [о об этой вере] и мы молимся, чтобы Он открыл очи нашего разума, чтобы мы познали болезнь наших душ и искали Спасителя, Который всегда с нами, но редко познается [нами], и попросили у Него их исцеления.
Ибо только Ему одному Господь дал право исцелять души, обуреваемые глухими и немыми страстями, и повелевать делать их свободными и [чтобы нечистым духам больше] никогда их не беспокоить, как Христос повелел нечистому духу: «Дух немой и глухой, говорю вам, выйди из него и не входи в него» (Мк.9,25).
Источник:
Нектарий Кефалас, митрополит Пентапольский. Полное собрание сочинений. Том I. Афины, 2010. Изд.: Эгинского монастыря Святой Троицы / Десять церковных проповедей на Великий Пост. Проповедь четвёртая об Исповеди. С.125-135 // Перевод: свящ. Александра Сергеева
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Если статья Вам понравилась, сделайте ее репост, перешлите Вашим друзьям и знакомым. Поставьте нравиться и подписывайтесь на канал!
Иерей Александр Сергеев