Многие знают Ивана Александровича Ильина прежде всего как философа и религиозного мыслителя, но в первую очередь он - юрист с грамотно сложенной, обширной, но крайне точной системой взглядов на право и его связь с человеческим духом. В этой системе нашлось место и для частной собственности, которая последовательно отстаивается и раскрывается.
Так, Ильин отмечает естественность частной собственности, то есть данность её от природы, а не сознательно сформулированную выдумку (в противовес утверждениям Руссо и Прудона). Данный мотив красной нитью пронизывает весь ильиновский анализ частной собственности, который чётко отделяет её от «огосударствления», присущего выдуманному, противоестественному, планово-бюрократическому коммунистическому чудовищу - Левиафану (И.А. Ильин намеренно ссылается на Томаса Гоббса). Частная собственность «вложена и подсказана» человеку природой в той же степени, в какой само тело человека есть его средство к существованию. Тем вещами, которые пользует человек к своему житию, он отдаёт не только свои труд и время, но и внутренние ценности, вкладывает в них самого себя, превращает их в «объективное выражение и продолжение собственной личности». В этом проявляется и связь частной собственности с изначальным духовным пониманием личности как творческого существа с бессмертною душой, нуждающемся в свободе, заслуживающем её. Таким образом, частная собственность - это «вещественное гнездо» для творческого центра личности, «гнездо его жизни, любви, деторождения, труда и свободной инициативы».
И.А. Ильин жёстко критикует коммунистические потуги «освободить» личность, которые, фактически, заключаются в отчуждении свободной инициативы посредством экспроприации, которая в итоге уничтожает самого человека и создаёт на его месте безжизненную массу. И подаётся это как создание «равенства», подразумеваемого изначально справедливым. Однако, и здесь обнаруживается расхождение с природой и её реальностью: равенство не справедливо, так как люди изначально не равны, а справедливым будет утверждение «каждому своё». Задача должна состоять в устранении вредных и несправедливых неравенств так же, как и несправедливых и вредных равенств, установлении новых, жизненно-полезных и справедливых неравенств.
Попытки устранить порядок природы тщетны, ибо, как считает И.А. Ильин, сколько бы человеческой крови не пролилось на пути воплотить мечты антиприродного переделывания человека, всё в итоге вернётся к прежнему состоянию, так как природа забирает своё. Единственный вопрос заключается в том, сколько страданий придётся пережить перед осознанием своей ошибки. Попытайтесь поразмыслить самостоятельно, подтверждаются ли эти слова историей.
Частная собственность, следуя ильиновским положениям, должна быть прочно обеспечена законом и обычаем для уверенности лица в своём господстве над ней, для уверенности в ненападении на неё, в неотчуждаемости и неприкосновенности.
При этом не каждое перераспределение имущества И.А. Ильин считает соответствующим справедливости: «необходимо, чтобы вещи принадлежали людям с такою полностью, исключительностью и прочною обеспеченностью, которая вызывала бы в душе каждого полную и неистощимую волю к творческому труду» (проанализируйте корреляцию данного, считайте, постулата с реальностью приватизации в постсоветской России).
Работы И.А. Ильина можно и нужно исследовать бесконечно, в том числе его понимание частной собственности. Как мы видим, вопреки многим возгласам, в дореволюционной России частная собственность и её осмысление не стояли на месте. И всё же, пожалуй, довершим описываемое следующей цитатой:
«Хозяйствуя, человек не может не сживаться с вещью, вживаясь в неё и вводя её свою жизнь. Хозяин отдаёт своему участку, своему лесу, своей постройке, своей библиотеке - не просто время и не только труд; он не только "поливает потом" свою землю и дорабатывается до утомления, до боли, до ран на теле, он творчески заботится о своём деле...
Человеку дано художественно индивидуализировать не только своё отношение к людям, но и своё отношение к внешним
вещам, к природе, к зданиям, к земле, к быту. Человеку дано художественно отождествляться не только с друзьями и с поэтическими образами любимых поэтов, но и с розами в саду, со взращенным виноградником, с насаженным его руками лесом, колосящеюся нивой и с построенною им фабрикой».