Все прекрасно помнят, как на глазах всей страны погибала подлодка Курск. А сколько подобных эпизодов было, о которых никто не знает.
Летом 1957-го года все закончилось благополучно, но об этом, конечно никто сообщать и рассказывать советским гражданам не собирался.
ЧП
Лодка М-351 была относительно новой. За три года до этого она сошла со стапелей, и на ней все еще проходило обучение экипажа, и доводка ее до идеального состояния.
Командовал лодкой Ростислав Белозеров, и ему в тот день была поставлена задача совершить несколько срочных погружений, чтобы понять, как действуют механизмы ПЛ. Три из них прошли в штатном режиме, оставалось сделать одно погружение и одно всплытие. Командир дал команду, лодка пошла под воду.
И вдруг оказалось, что она неуправляема – ни на какие действия экипажа механизмы не реагировали. Еще 6 минут подводники пытались всплыть, но вдруг ПЛ резко пошла на дно, и врезалась в донный ил. При этом глубина в этом месте составляла 83 метра, а дифферент на корму – 60 градусов.
Борьба за живучесть
Оказалось, что у шахты, через которую к дизелям подавался воздух, был недостаток в конструкции. Ее, так называемая, захлопка закрылась не полностью, а приборы в это время показали, что все в порядке. Командир БЧ-5 увидел на табло показание закрытого положения, и спокойно открыл клапаны вентиляции, относящиеся к средней группе главного балласта.
Дизельный отсек тут же начал наполняться забортной водой. Между 6-м отсеком и 7-м оказалась нарушенной герметичность, и вода пошла в следующий отсек. Здесь находился электрощит, который в результате замыкания загорелся.
В этом отсеке находилось четверо матросов, среди которых был и старшина электриков. Все четверо бросились тушить пожар, и неимоверными усилиями им удалось с ним справиться. Пока они занимались обесточиванием электрического щитка, старшина 2-й статьи понял, что произошло с захлопкой, и ему удалось вручную ее закрыть.
Но за это небольшое время, пока члены экипажа оперативно действовали, в 6-м отсеке, туда уже попало 45 тонн морской воды, и она неуклонно заполняла и соседнее помещение лодки. Там находились люди, которым командир лодки по связи приказал пробиваться в 5-й отсек.
Командир выпустил на поверхность аварийный буй, и принялся организовывать борьбу за живучесть ПЛ. Для начала попытались выровнять дифферент – для этого весь экипаж перебрался в первый отсек, и постарались туда перетащить все, что было на лодке тяжелого. Однако в результате этого ничего не произошло. Но в этом отсеке хотя бы насос оставался в рабочем состоянии, а вода при этом скопилась на корме.
Моряки растянулись в цепочку, и стали вручную вычерпывать воду, чтобы доставить ее к насосу. За сутки им удалось избавиться от 12 тонн воды. На берегу отметили, что подлодка не вышла на связь в определенное время, и начали поиски.
Спасение
По бую нашли быстро, отправили водолазов и наладили связь с экипажем. У них уже не хватало воздуха, люди замерзали, потому что на такой глубине было очень холодно.
Перво-наперво удалось присоединить к лодке шланги вентиляции, затем подводникам передали все, что им было необходимо. Спасательная операция длилась двое суток, а всего моряки пробыли под водой 84 с половиной часа.
Лодку с большим трудом удалось сдвинуть с места, она приняла обычное положение для всплытия, и сама поднялась на поверхность. Многие из спасателей получили тогда награды, а наградой для подводников стало их второе рождение – ведь они все остались живы.
Подписывайтесь на канал, при желании ставьте лайки и не забывайте оставлять комментарии.