Интересно, многие ли, подобно мне, сожалеют, что большинство старых московских улиц слишком узки, из-за чего прекрасные образцы архитектуры почти никогда не получается взять в кадр «анфас» целиком, не имея сверхширокоугольной оптики?
Знаете, когда я попал в Старопанский переулок, то понял, что до сего момента видел очень мало по-настоящему узких улочек!
Понял, когда попытался заснять по сути не самое широкое и высокое здание, стоящее почти напротив храма Космы и Дамиана. Табличка на его фасаде говорила, что это…
…Торговый дом «Аршинов и Ко» работы Федора Шехтеля
Считается, что это один из самых ранних образцов московского модерна в целом и одно из первых зданий, самостоятельно возведенных Шехтелем в частности. А еще оно – самое первое в Москве по-настоящему офисное здание.
Федор Осипович выстроил его в 1899 году на участке, взятом в аренду у того самого храма, историю которого я рассказывал вчера. Его строительство архитектору заказал купец и меценат Василий Федорович Аршинов, уроженец города Саранска Пензенской губернии.
Семейство мещан Аршиновых не было богатым, и уже с одиннадцати лет Василий трудился служкой в какой-то лавке. Семнадцатилетним юношей он решил попытать счастья в Москве, где устроился в расположенный на Пятницкой улице магазин Василия Ефремовича Мещерина – владельца Даниловской мануфактуры.
Уже через десяток лет он ухитрился сделаться хозяином собственной суконной лавки на углу Космодамианского (нынешнего Старопанского) и Богоявленского переулков.
Вскоре Василий Федорович был известен как потомственный почетный гражданин Москвы, купец первой гильдии, щедрый благотворитель и общественный деятель. Под его попечением находились Андреевская богадельня и Коммерческое училище имени цесаревича Алексея. А «аршиновское» сукно и вовсе славилось своим качеством едва ли не по всей России, благодаря чему «Торговый дом В.Ф. Аршинова и Ко» быстро сделался поставщиком двора Его величества.
А еще он же являлся организатором и застройщиком дачного поселка в Царицыне и его именем назван Аршиновский парк между улицами Бакинской и Бехтерева (кстати, совсем недалеко от места, где живу я сам).
И вот, наконец, на излете девятнадцатого столетия Василий Федорович для строительства своего нового делового центра…
…Пригласил Федора Шехтеля
На самом деле они были давно знакомы. Аршинов являлся старостой церкви Иоанна Крестителя под Бором в Черниговском переулке, над обновлением которой Шехтель работал в 1896 году, о чем я писал совсем недавно.
И знаете, когда я долго и заворожено рассматривал этот дом, прячась от начавшегося дождя под крошечным козырьком здания напротив и безуспешно спасая от капель свою камеру (а по сути мало ее щадил, то и дело пытаясь захватить в кадр какую-либо деталь фасада), мне все больше казалось, что Шехтель сначала соорудил это трехэтажное арочное окно, а потом уже построил вокруг него весь дом.
Что удивительно, постройка не может похвастаться грандиозными размерами. И лепных украшений на ней не такое вызывающее количество, как на некоторых домах, описанных мною в нескольких недавних заметках. Но эти украшения столь искусно устроены и размещены на фасаде, что дом волшебным образом начинает казаться намного больше, чем есть на самом деле.
Этой же задаче служат два изящных фланкирующих эркера с овальными окошками над входами в здание. (Слово «фланкирующий» ведет свое происхождение из военной терминологии: так назывались фортификационные сооружения, предназначенные для обстрела противника с флангов, вдоль собственных крепостных стен.)
И в целом все окна ритмически меняют и свой облик, и размер, возносясь от первого этажа до последнего, вплоть до карниза и устроенного над ним аттика. А стены Федор Осипович облицевал серо-зеленой керамической плиткой (которую моя камера пару раз, видимо из-за пасмурной погоды и дождя) превратила в почти синюю (7 фото).
Те, кто бывает сейчас в этом доме, свидетельствуют, что внутри него до сих пор сохранились некоторые детали оригинального оформления, в том числе бронзовые дверные ручки и кое-что из деревянного убранства.
К слову необходимо заметить, что результат работы Шехтеля настолько понравился заказчику, что спустя несколько лет он поручил архитектору перестроить свой особняк на Большой Ордынке.
Интересно, что все, кто пишет о Торговом доме Аршинова, упоминают черные женские маски. Я же увидел лишь белые. Вероятно, в процессе истории дома эти многочисленные девичьи маскароны незаметно сменили цвет (7 фото).
Но еще более любопытен один факт из жизни Василия Аршинова и судьбы его владения. Вопреки и вразрез с историей множества других роскошных дореволюционных построек…
…Торговый дом не был экспроприирован!
Правда, ларчик открывается просто: Василий Федорович Аршинов сам, по доброй воле передал свое имущество молодому советскому государству практически сразу же после свершения Великой Октябрьской социалистической революции, о которой так долго мечтали большевики. Сам же бывший купец сделался заведующим хозяйственной частью Московской горной академии.
Что располагалось в здании по адресу Старопанский переулок, дом 5, строение 1 после революции, точно сказать затруднительно. Известно, что уже в наши дни, начиная с 2018 года в нем находилось издательство «Воздушный транспорт». Сейчас, кажется, снова что-то торговое.
Собственно, вся Ильинка, что пролегает совсем неподалеку от Старопанского переулка, да и все эти окрестности испокон веков были купеческими, торговыми, финансовыми.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!