Только к вечеру Клавдия Васильевна и Лариса Ивановна привели дом в порядок. За всеми этими хлопотами Лариса совершенно забыла о свидании с врачом. Лишь услышав звонок в дверь и машинально взглянув на часы, она опомнилась.
- Боже, я совершенно забыла про Сергея Павловича! - вскрикнула она и заметалась по дому.
Но, сделав несколько бесполезных шагов туда-обратно, она почувствовала, что за день совершенно выбилась из сил.
- Лариса Ивановна, к Вам гость! - сообщила открывшая тем временем дверь Клавдия Васильевна.
Следом за ней вошёл в гостиную Сергей Павлович. В костюме, при галстуке, с букетом цветов он совершенно не был похож на того мужчину в белом халате, которого Лариса встретила в больнице.
- А Вы ещё не готовы? - спросил он, протягивая цветы.
- Простите, Сергей Павлович! Но сегодня наше свидание отменяется. Я не очень хорошо себя чувствую. Простите, что не предупредила заранее!
- Не переживайте за меня, - попросил врач. - Лучше скажите, что Вас беспокоит? Неужели я Вас рано выписал?
- Нет-нет! Вовремя выписали! Ещё немного, и мне некуда было бы возвращаться, - в сердцах пожаловалась она.
- У вас что-то случилось? - поинтересовался мужчина.
Всё это время стоявшая рядом кухарка вдруг спросила:
- Может, чая?
Лариса Ивановна не хотела показаться невежливой, но ещё меньше она была настроена на приём гостей. Сергей Павлович, словно почувствовал состояние хозяйки дома, не раздумывая, ответил:
- Нет, спасибо! Думаю, мне лучше сейчас уйти. Но не рассчитывайте, - обратился он к бывшей пациентке, - что сможете легко от меня отделаться! Отдыхайте! А я позвоню позже.
Проводив гостя, Клавдия Васильевна заметила:
- Какой приятный интеллигентный мужчина! А Вы, Ларисочка Ивановна, я смотрю, не теряли времени даром в больнице!
- Это был мой лечащий врач, Сергей Павлович, - пояснила она.
- Сюда он явно приходил не для того, чтобы лечить, - высказала своё предположение кухарка, поглядывая на цветы в руках хозяйки.
- Да, - подтвердила Лариса. - Он пригласил меня на свидание, а я совершенно забыла об этом.
- Ещё бы! С такими родственничками не только о свидании забудешь! Ой! Извините! Кажется, я лишнего сболтнула, - прикрыв ладонью рот, сказала Клавдия Васильевна.
- Ничего! - успокоила её хозяйка. - Ты права! Я всю жизнь прожила с чувством вины за то, что в детстве недостаточно времени и внимания уделяла своим сыну и дочери, хотела восполнить упущенное. Но сделала только хуже. Они видят во мне лишь источник дохода, не более, - с горечью в голосе проговорила женщина. - Наверное, если бы я умерла, они не сильно опечалились бы.
- Что Вы такое говорите, Ларисочка Ивановна?! Вы ещё молода и полна сил. Вон какие завидные женихи Вас на свидание зовут! Направьте свою любовь на того, кто в этом нуждается! Я думаю, Сергей Павлович оценит Вас по достоинству.
Лариса задумалась. Клавдия Васильевна хоть и была мало образованной женщиной, но, видимо, жизнь научила её мудрости, она говорила коротко, но метко. Несколько минут Лариса ивановна молчала, будто мысленно вела диалог сама с собой. Вдруг она хлопнула ладонью по дивану, на котором сидела, резко встала и сказала:
- А ты права! Слишком много времени я потратила на тех, кому это совершенно не нужно! Пожалуй, пора начать ценить себя! Глядишь, и другие оценят.
- Правильно, Ларисочка Ивановна! - оживилась кухарка.
Ей нравился настрой хозяйки. Она взяла самую красивую в доме вазу, наполнила водой и поставила в неё подаренный Ларисе букет. Пока женщины любовались натюрмортом, раздался звонок.
- А у нас сегодня прямо день открытых дверей! - заметила хозяйка и направилась к выходу.
На пороге стояла дочь. Не церемонясь, она вошла в дом и недовольным тоном заявила:
- Не ожидала от тебя, мама! Ты выгнала родного внука из дома.
- И я рада тебя видеть, дочка! - с сарказмом ответила Лариса Ивановна. - К твоему сожалению, я уже поправилась, и меня выписали из больницы. Помнится, ты просила разрешения пожить молодожёнам в моём доме, пока меня не будет. Так вот! Я вернулась!
- Почему ты так говоришь? - удивилась Маша тону матери. - Я рада, что ту выздоровела. Но зачем же так сразу было выгонять детей? Дом большой, места всем хватило бы.
- Не уверена, что это хорошая идея, - парировала хозяйка. - Ты права, дом большой, но превращать его в свинарник я никому не позволю! Если, как ты говоришь, дети не оценили того, что для них сделали, то пусть учатся жить самостоятельно!
- Я тебя не узнаю, мама! - воскликнула Маша. - Тебе точно сердце лечили? Или это - побочный эффект от лекарств?
Хамство дочери сильно ранило Ларису, но она не показала виду. Только теперь она поняла, что все эти годы тешила себя напрасными надеждами заслужить прощения и любовь детей. С её глаз как будто спала пелена. Женщина вдруг осознала, что пригрела на своей груди змей. Она сделала глубокий вдох и ответила:
- За моё лечение можешь не волноваться. Оно пошло мне на пользу. Я полна сил и энергии. Вижу, у тебя тоже их хоть отбавляй. Хочу предупредить тебя, что завтра на моём предприятии произойдут некоторые перестановки. Я решила избавиться от лишних вакансий.
- Давно пора! - поддержала её Маша. - Зачем платить зарплату двум людям, если с их работой может справиться и один человек? Экономия - это хорошо! Глядишь, к концу года премии руководству получатся. Кстати, мам, если уж ты не хочешь жить с молодёжью, может поможешь нам с приобретением для них квартиры? На предприятии, на сколько мне известно, сейчас дела идут в гору. Для тебя это мелочь, а молодым будет приятно!
- А мне было бы приятно, если бы они сами заработали на свою квартиру, - ответила Лариса Ивановна.
- Ну, хорошо! Устрой их к себе и выплати аванс в счёт будущих премий!
- Не слишком ли шикарные премии ты просишь для Матвея и его жены?
- Ну, хорошо! Я согласна и свои премии отдавать для возмещения долга.
- А с чего ты взяла, что тебе положены премии?
- Как это с чего? - искренне удивилась Маша. - Ты же каждый квартал выписываешь нам с мужем премии.
- Выписывала, - поправила её мать. - Но, как я уже сказала, политика на предприятии изменится. Премия - это благодарность за труд. Вас мне пока благодарить не за что. Вы ни дня не проработали! Зарплата, кстати, тоже с неба не падает, её нужно заработать. Свободных вакансий у меня пока нет, но если появятся, я подумаю над предложенными кандидатурами, - пообещала Лариса Ивановна. - А пока иди домой! Мне нужно отдохнуть.