Когда я перечисляла 8 шедевров Народного Художника России Алексея Зеля, созданных в 1983 году, я упоминала эту большую ветку розы из кварцевого стекла. Помните, в одном репортаже у отца спросили «Вы, наверное, очень любите цветы?», а он ответил: «Да нет, не особо, я люблю цветы ровно также как и все другие растения. Я вообще люблю все живое».
Почему же тогда он решил сделать царицу цветов? Да не одну, а сразу две! Ведь в этот второй год на «Хроматроне» он был сильно загружен заказами от руководства, но все же выкроил время на проработку эскиза и создание этой колючей красавицы.
Сидел над ней вечерами после работы, тогда когда мог бы создать что-то более грандиозное, ведь в его личной коллекции уже находились «Белые хризантемы», «Поганки», «Вдохновение», «Русское поле»…
За этим решением стоит несколько причин, и я решила написать эту статью, потому что они отчасти раскрывают характер Алексея Зеля.
Идеальная хрустальная роза
Мой отец был настоящим мужчиной, любил ставить себе вызовы и преодолевать их. Из бытовых примеров, могу привезти занятие штангой в юности для создания идеального тела. Увлечение водным туризмом, с выбором сложно проходимых маршрутов, таких, чтобы не просто «поплавать», а с волоками и порогами, испытанием своих возможностей.
Как в этот ряд попала хрустальная роза? В определенном смысле это тоже вызов, завышенная планка. Розы делали все заводские умельцы-кварцедувы. На сувениры, взятки, обмен… Кто-то лучше, кто-то хуже.
Алексей Зеля за период работы на МЭЛЗе видел множество подобных изделий. Бывало, что при знакомстве с ним, узнав, что собеседник работает со стеклом, люди упоминали «а ясно, чем ты занимаешься, у меня в серванте тоже есть хрустальная розочка».
Эта фраза сразу обесценивала творчество художника, во всяком случае, так ему казалось. Тут то как раз и проявляется характер Зеля - ему хотелось «отстроиться» от этих неприятных ассоциаций с ширпотребными поделками. Он замыслил создать эталонную хрустальную розу. Идеальную сбалансированную модель, причем в натуральную величину.
Не обычный сувенир, а памятный подарок
Имелась и еще одна вторая причина, по которой Алексей Зеля принялся за разработку модели идеальной розы. По госзаказу с него требовались хрустальные корзины и корабли. Но и у самого «Хроматрона» изредка возникала потребность в его изделиях. К нему обращались с просьбой изготовить что-нибудь достойное на юбилеи «верхушки» руководства и памятные подарки для гостей предприятия.
Собирать цветочные корзины, не говоря уж о кораблях, для подобных случаев нерационально, да и невозможно – откуда же взять столько времени! Поэтому отец поставил себе задачу разработать какую-нибудь другую третью декоративную вещицу, которую можно поставить на поток. При этом большую и эффектную, чтобы она тянула на подарок, а не бытовой сувенир.
Хрустальная ветка розы, по его мнению – как раз то, что нужно. С ней он сразу «убивал двух зайцев» - такой презент всегда вызывал восторг (потому что разрушал стереотип о стеклянных розочках из серванта) и не требовал столько времени на исполнение.
Размер, баланс и форма
Как-то я смотрела репортаж с Андреем Кончаловским и меня потрясла одна его фраза. Тем, как четко он определил разницу между Талантом и Гением. Он сказал: когда мы видим чью-то талантливую работу, то говорим – я бы так не смог! А на творчество гения реагируем – ну, так и я могу.
В интернете я нашла немного измененную формулировку, в его другом интервью: «Про большой талант мы думаем – о, я бы так не смог! Потому что талант – тот, кто попадает в видимую цель. А гений – тот, кто попадает в цель, которую никто не видит, кроме гения».
Эти его слова перекликаются с крылатым выражением «Все гениальное – просто», правда?
Я не случайно привела эту цитату. Ветка розы Алексея Зеля с виду очень простая – вроде, ничего особенного, но по-своему она гениальна. Не стоит забывать, что она стеклянная. Крупные бутоны не полые, как может показаться, они из цельного кварца. А значит – тяжелые. Тонкие хрупкие стебли должны выдержать этот вес.
Перед мастером стояла задача сбалансировать изделие. Для этого Алексей Зеля сделал упоры на широкие листья, немного приподняв головку самого большого цветка, а другие два разместил еще выше, немного разведя в стороны для устойчивости и распределения нагрузки.
Условие, которого свято придерживался Алексей Зеля в своих произведениях – стекло не должно перекрываться стеклом. Это уже особенности материала. Наложение прозрачного на прозрачное человеческий глаз видит как смазанное, композиция не «читается». Мастер не забыл это правило, распределяя на ветке листья и бутоны.
Как художник, большое внимание Алексей Зеля уделил декоративности, натуралистичности и выразительности своего изделия, что позволяет отнести эту ветку розы к предмету декоративно-прикладного искусства.
Какая лучше: желтая или прозрачная?
На этот вопрос, предлагаю ответить вам, мои дорогие читатели. Отец оставил в своей личной коллекции обе версии. А сколько их было сделано на подарки! Много! Точную цифру нам уже никто не назовет – подсчета художник не вел.
Знаю, что в основном, юбиляры получали первый – полностью прозрачный вариант. Уверена в этом потому, что на тот момент времени желтого кварца у отца имелись жалкие крохи. Я даже допускаю, что цветная ветка розы существует в одном единственном экземпляре. Кстати, в ней наглядно продемонстрирована чудесная цветопроводимость стекла – кажется, что бутоны полностью выполнены из желтого материала, хотя этим цветом мастер прошелся только по краешку прозрачных лепестков.
Алексей Зеля был полностью удовлетворен своим творением. Он не только сохранил обе версии в личной коллекции, но и довольно продолжительное время показывал желтую на персональных передвижных выставках. Впоследствии художник еще не раз возвращался к царице цветов, используя свои технические наработки в природных композициях.
---
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!
---
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: