Очень люблю книгу «Джен Эйр» (и не я одна, судя по числу экранизаций), и наконец решила разобрать экранизации, объединив две свои большие любви - дамские романы и теорию стиля.
Причем здесь типажи?
Я даже на своем личном сайте разместила инфографику, как отличить один типаж от другого по Кибби:
Градация одинакова и для мужчин, и для женщин. Больше «яньского» начала - Драматик, больше «иньского» начала - Романтик.
Характер каждого книжного героя прописан так, что там или больше мужского (яньского), или женского (иньского). То есть книжного героя можно отнести к определенному типажу по Кибби.
И успех экранизации зависит от того, на сколько внешность актера совпадает с этим типажом.
Джен Эйр в книге - Классик, уравновешенный и рассудительный человек, девушка не отличающаяся особой женственностью.- Мистер Рочестер - Драматик: он брутальный, доминантный и взрывной.
А теперь рассмотрим самые известные экранизации (тут 5, на самом деле фильмов больше) с точки зрения типажей.
Американская Джен Эйр 1970 года
Тоже, кстати, была в советском прокате, но, скорее всего, вы ее не видели, так что прикреплю фотографий побольше. Сам фильм можно посмотреть по ссылке:
Джейн Эйр (1970) – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Ellenai * (mail.ru)
Джейн Эйр - Сюзанна Йорк, Эдвард Фэйрфакс Рочестер - Джордж К. Скотт.
К моему превеличайшему сожалению, Джорджу Кэмпбеллу Скотту на момент съемок было всего 43, но выглядит он даже не 43 и тем более не на книжные 35.
Сюзанне Йорк тоже, кстати, было не 18 лет: это тридцатилетняя женщина, но дело совсем не в возрасте.
Посмотрите, какой типаж: это Романтик, она мне очень напомнила Мишель Мерсье в роли Анжелики.
Вот как выглядит мистер Рочестер (Джордж К. Скотт) в фильме:
А вот как актер выглядел в молодости:
Он действительно Драматик, но совершенно очевидно, что годы взяли своё и актеру просто не хватало энергии и напора, которым так славился мистер Рочестер.
Ну и, конечно же, нужно рассматривать актерскую работу в паре.
Романтичная Джен и вялый мистер Рочестер просто не попали в типаж.
Британская Джен Эйр 1973 года
В телесериале 1973 года, на сей раз не американском, а британском, снимались 24-летняя Сорча Кьюсак (Джен Эйр) и 38-летний Майкл Джейстон (мистер Рочестер).
Вот ссылка на первую серию:
Джейн Эйр 1 серия (1973) Мелодрама (ok.ru)
Если честно, даю ссылку для проформы и всего на 1 серию, потому что это ужас ужасный:
Игриво танцующая бровями Джен страшненькая, как и положено, но она ни актерской игрой, ни типажом не попадает в образ.
С точки зрения актерского мастерства ее недостаток - слишком много кокетливости, что не вяжется с рассудительностью книжной героини, а по типажу она не Классик, а Натурал.
На это однозначно указывает слишком крупный нос (напомню, Натурал - на втором месте по содержанию мужского начала, и большие носы именно про них), довольно большой подбородок и короткая шея.
Что с мистером Рочестером:
Буйные кудри соответствуют эпохе, но не соответствуют типажу Драматика, являясь стереотипно женственной черточкой. Хотя большой нос вроде как указывает в нужном направлении, нет?
Нет. Ведь если смотреть не на профиль, а в анфас, то виден мягкий овал лица и относительно небольшой подбородок - а это тоже типичный Натурал:
То есть в этой экранизации два Натурала натужно пытаются изобразить бурное противостояние Классика и Драматика - но получаются эдакие щенячьи забавы.
Хотите узнать больше про типажи и узнать свой?
Заходите на мой сайт!
«Джен Эйр» с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном (1983)
Сразу признаюсь, эта экранизация моя любимая, а теперь я чётко знаю, почему :-) Зила - Классик, а Тимоти - Драматик, и совпадение типажей внешности с книжными героями делает эту экранизацию самой убедительной! Вот, раскопала для вас ссылочку сразу на все серии:
Джейн Эйр. (1983). Великобритания. Все серии — Видео | ВКонтакте (vk.com)
Крупно черты лица Зилы Кларк:
Типичный Классик - никакая часть лица не «перевешивает», нет асимметрии, нос прямой, подбородок четко очерченный - ни острый, ни милый, ни тяжелый.
Вот Тимоти Далтон:
Драматик с сильно выраженным мужским началом во внешности. Мощная нижняя челюсть, широкое лицо, хорошо заметный и хрящеватый нос (у многих ли женщин вы такое увидите?).
Вместе эти герои прекрасно смотрятся, им веришь и потому сочувствуешь.
Страдальцы и герои в экранизации 1996 года
В 1996 году экранизацию снял Франко Дзефирелли, роль Джен исполнила Ш. Генсбур, мистера Рочестера - У. Херт.
Шарлотте Генсбур тогда было 25 лет, а Уильяму Херту аж 46, но дело не только в возрасте. Джен Эйр в исполнении Шарлотты показательно некрасива, видимо за это и взяли на роль, но некрасивость некрасивости рознь:
Шарлотта Генсбур - типичный Драматик
У нее грубоватые и резкие черты лица.
А у ее партнера черты такие «приглаженные», как у типичного Натурала, что в их паре сильнее кажется именно она:
Поэтому Джен, оставшаяся одна на пустоши, то есть в книге - сломленная, заплаканная, мечтающая умереть - выглядит в этом фильме чем-то средним между Фродо и Черным Всадником:
Уильям Херт - наоборот, играет рефлексирующего и страдающего даже там, где мистер Рочестер должен быть хладнокровным манипулятором:
Поэтому рядом с героиней он выглядит как Сэм рядом с Фродо:
Таким героям просто не веришь. Это про какую-то другую книгу...
Хотите убедиться сами? Вот ссылка:
И снова Би-Би-Си: экранизация 2006
Би-Би-Си попытались 20 с лишним лет спустя повторить свой успех, пригласив на этот раз Рут Уилсон на роль Джен Эйр (девушка, кстати говоря, ровесница культовой экранизации с Зилой), и Тоби Стивенса на роль мистера Рочестера.
Тоби Стивенс - самый часто снимающийся в сериалах BBC актер, на момент съемок он был того же возраста, что его персонаж. На этом его достоинства заканчиваются...
Вот знали бы они про теорию типажей - ни за что бы не пригласили на роль человека-Вулкана этого актера, который играл в «Онегине» Владимира Ленского, эхехе.
Это та же история, что с Шарлоттой Генсбур и этим, как его... во, даже не запоминается, кто там. В общем, девушка-Драматик и мужчина-Натурал.
У Рут Уилсон широкое лицо с нижней челюстью, которая не уступает челюсти Тимоти Далтона, резко очерченные угловатые брови и извилистая (драматичная, да) линия рта.
У ее партнера (умолчу про укладку локонов) аккуратный нос, небольшой подбородок и правильный овал лица Натурала.
Энергетика в паре, где женщина явно сильнее, вообще не про Джен и ее Эдварда.
Но, опять же, оставляю за всеми право на свое мнение.
И вот ссылочка на первую серию:
Хотите узнать больше про типажи и узнать свой?
Заходите на мой сайт!
А тем временем переходим к последней экранизации!
«Джен Эйр» 2011 года
Ссылка на экранизацию:
Джейн Эйр (2011) --мелодрама.-- — Видео | ВКонтакте (vk.com)
В фильме 2011 года австралийской актрисе Мие Васиковска всего 22 года, исторический минимум! А германо-ирландцу Майклу Фассбендеру - 34. Мужчина участвовал в гонках Формулы-1 (почему-то от Германии), вот уж где быть бруталу, не?
Но "не".
Вы не обращали внимания, почему большинство промо-кадров к фильму показывает пару в профиль? Нет, не потому, что так целоваться удобней.
А потому, что в таком ракурсе реально присутствуют женственность и мужественность в нужной пропорции.
А если героев «развернуть»?
Вот Зила Кларк и Тимоти Далтон при любом ракурсе такую химию выдавали!
А Майкл Фассбендер выглядит бруталом только в профиль:
И очень правильным молодым человеком анфас:
Так же и с Мией. В профиль у нее классически правильные черты (ой, я внезапно поспойлерила, что правильный молодой человек Майкл у нас Классик)...
А в анфас видна вся ее миловидность, которая однозначно указывает на типаж Романтик:
Большие глаза, пухлые губки, чуть вздернутый носик и пухлые щечки.
Поэтому вместо пары «Драматик + Классик« имеем пару «Классик + Романтик». Это всерьез снижает градус от мужественности к женственности - и в итоге картинка красивая, но слащавенькая.
Жду ваших комментариев под статьей, ну и... напоминаю:
Хотите узнать больше про типажи и узнать свой?
Заходите на мой сайт!