Найти в Дзене

Узбекская чернильница

Сегодня мы поговорим про #тушь и #чернила
Среднеазиатские писцы, каллиграфы и литераторы в своей работе использовали тушь и чернила. Для их изготовления мастера применяли самые разные материалы, единого универсального рецепта не было.
В Центральной Азии тушь обычно приготовлялась из смеси масляной, нефтяной или древесной сажи с камедью. Это похожее на смолу вещество, которое выступало на стволах вишни, сливы или персика. Для обычного письма использовали красные и черные чернила, которые делались из смеси сажи, льняного масла, тертого риса, клея и молотого камня (зог). Иногда добавляли квасцы и чернильные орешки. Так называли небольшие кругообразные наросты на ветвях и листьях деревьев, в которых развивались личинки насекомых. Считалось, что лучшая сажа получалась при сжигании виноградных косточек.
Рецепт приготовления особо стойких и ярких черных или цветных чернил был довольно сложным и включал в себя еще несколько дополнительных компонентов. Это пережженный купорос, растворы гуммиарабика (высохший сок акаций), хны и басмы (порошки из листьев лавсонии и индиго), цикорная водка и т.п.
Интересно, что при выполнении дорогой художественной рукописи в чернила добавлялись ароматические вещества, чтобы рукописи издавали легкий приятный аромат. Для этого обычно использовали розовую воду и амбру – продукт жизнедеятельности кашалотов.
Помимо собственно чернил инструментами мастера служили чернильница (сиёхдон или давот), кисточка (лос), перо (калам) и нож для обрезания пера (кордча, каламтарош).